: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Кадетские корпуса и российские кадеты

В. М. Крылов

Часть IV. Достославные кадеты

Глава 8. «Веру - царю, жизнь - Отечеству, честь - никому»

 

 8.11. ГЕНЕРАЛ, ИСТОРИК, АРХЕОЛОГ

Генерал-лейтенант Н. Е. Бранденбург (1839- 1903)

Генерал-лейтенант Н. Е. Бранденбург (1839- 1903) Имя генерал-лейтенанта Николая Ефимовича Бранденбурга - военного историка, археолога, видного музейного работника хорошо известно специалистам. Казалось, трудно сказать о нем что-либо новое. Однако обращение к архивным документам и, в первую очередь, к фонду Н. Е. Бранденбурга в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, показывает, что мы далеко не все знаем о жизни и деятельности этого незаурядного человека, отдавшего 46 лет военной службе, пройдя путь от воспитанника кадетского корпуса до генерал-лейтенанта.
На военное поприще он вступил 30 июня 1857 г., став кадетом Константиновского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. При обычном сроке обучения, длившемся до семи лет, Николай провел в этом учебном заведении всего один год. Что же позволило ему за столь короткое время подготовить себя к службе в войсках?

Прежде всего - хорошее базовое образование: к моменту поступления в кадетский корпус 17-летний Николай Бранденбург окончил 5-ю общеобразовательную гимназию. Проверка знаний при поступлении в корпус подтвердила его основательную подготовку по главным предметам, и поэтому он был зачислен в Константиновский кадетский корпус сразу в 3-й выпускной класс. Во-вторых, сказалось и отношение к учебе. Незаурядные способности, подкрепленные большим трудолюбием, сразу поставили кадета Бранденбурга в число лучших воспитанников. Воспитательный комитет кадетского корпуса единогласно выдал ему 22 мая 1858 г. свидетельство «За отличные успехи в науках и постоянное прилежание» и наградил сочинениями Лермонтова в двух томах. Неделю спустя, произведенный в унтер-офицеры, Н. Е. Бранденбург вновь награждается таким же свидетельством с вручением при этом сборника стихов Бенедиктова в трех томах. По окончании курса наук Н. Е. Бранденбург 30 июня 1858 г. был выпущен поручиком в Кексгольмский императора Австрийского гренадерский полк с занесением в книгу отличных воспитанников.
И наконец, в-третьих, причиной столь ярких успехов Бранденбурга стал весьма прогрессивно организованный учебный процесс в самом корпусе. Как отмечалось выше, Константиновский кадетский корпус образован был в 1855 г. на базе Дворянского полка, существовавшего с 1807 г. на правах филиала при 2-м кадетском корпусе. Последний старшинство свое вел с 1712 г. и представлял собой к моменту образования Дворянского полка крупнейший центр по подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров со сложившимся учебным процессом.Отличительной особенностью его являлась возможность использования свободного расписания или занятий по индивидуальному плану, что и помогло Николаю Ефимовичу Бранденбургу по уплотненной программе завершить курс военного обучения за один год.

Пожалуй, самая характерная черта Н. Е. Бранденбурга. появившаяся еще в период обучения в Константиновском кадетском корпусе, - постоянное стремление к совершенствованию и работе над собой. Она получила развитие в дальнейшей его службе.
Через два года после выпуска молодой офицер был переведен по собственной просьбе в 21-ю артиллерийскую бригаду, а еще через год-во 2-ю лейб-гвардии артиллерийскую бригаду, находившуюся в Петербурге. В этот же год, продолжая службу, он поступил вольным слушателем в Императорский Санкт-Петербургский университет на факультет востоковедения. Прослушав курс наук, представил к защите диссертацию, удостоенную серебряной медали.
В 1863 г. Н. Е. Бранденбург- командир 4-й батарейной роты лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады. За успехи в службе в 1866 г. удостаивается своей первой награды - ордена св. Станислава 3-й степени (впоследствии он станет полным кавалером этого ордена.). Бранденбург пользуется большим авторитетом и уважением среди гвардейских офицеров - в сентябре 1867 г. его избирают членом суда чести бригады.
20 мая 1872 г. Бранденбург назначен в Главное артиллерийское управление офицером по особым поручениям с зачислением в гвардейскую пешую артиллерию (вернее, с оставлением в гвардейской пешей артиллерии). Это означает, что его ранг был выше на две ступени по сравнению с армейским званием.
В этом же году он назначается заведующим Артиллерийским музеем, принимает деятельное участие в устройстве Всероссийской политехнической выставки в Москве и получает за эту работу вторую награду - второй орден св. Владимира 4-й степени. В апреле 1873 г. 33-летний Бранденбург производится в полковники.
Удачным для молодого штаб-офицера и заведующего музеем стал 1874 г.. отмеченный наградами Пруссии, Австрии и России: в феврале он награжден прусским орденом Красного Орла 3-й степени, в марте- австрийским командорским крестом ордена Франца Иосифа, в августе - орденом св. Станислава 2-й степени.

В 1877 г. полковник Бранденбург командирован по его собственному рапорту в Полевое управление действующей армии для сбора материалов о боевой деятельности артиллерии. Однако, не ограничившись этим, он добивается зачисления штаб-офицером для поручений и принимает непосредственное участие в боевых действиях в период русско-турецкой войны: с 12 июня состоит при начальнике осадной артиллерии и участвует в обстреле турецких батарей у Рущука и Никополя - за это награжден в сентябре 1877 г. орденом св. Анны 2-й степени с мечами; 25 июня вместе с управлением армии переправляется через Дунай и следует с ним до города Тракова и в Горный Студень. 4 августа Бранденбург командирован в отряд осадных орудий под Плевной, а спустя три недели назначен командиром осадной артиллерии левого фланга действующих здесь русских войск. Непосредственный участник боев с 26 по 30 августа, продолжает оставаться в этой должности до начала октября в связи с болезнью полковника Экстена. За отличие в делах под Плевной награжден орденом св. Владимира 3-й степени с мечами.

Участие Н. Е. Бранденбурга в освободительной войне против Турции в 1877 - 1878 гг. отмечено также железным крестом, учрежденным князем Румынским в память перехода русскими войсками через Дунай в 1877 г. и бронзовой медалью «В память войны 1877-1878 гг.».
В 1886 г. Н. Е. Бранденбург был произведен в генерал-майоры, через три года его разноплановая плодотворная деятельность отмечена орденом св. Станислава 1-й степени. Растет его международный авторитет и признание: в мае 1892 г. он удостаивается сербского ордена Такова 2-й степени, а в следующем году - бухарского золотого ордена Восходящей звезды 1-й степени. К своему 55-летию в августе 1894 г. Н. Е. Бранденбург награждается орденом св. Анны 1-й степени. Послужной список генерал-лейтенанта (с 1896) Бранденбурга завершает награждение орденом св. Владимира 2-й степени (1901) и знаком отличия за безупречную службу «40 лет» (1898).

В 1902 г. в связи с подготовкой к 100-летию Отечественной войны 1812 г. был поднят вопрос о создании музея, который включал бы в себя памятники всех войн, что вела Россия. С целью изучения опыта работы военно-исторических музеев за рубежом Н. Е. Бранденбург командирован в поездку по городам Германии, Франции, Швеции, Англии, Италии, Испании, Австро-Венгрии. Затри месяца он объехал 14 городов и изучил работу 20 музеев, работая в напряженном ритме: днем осматривая экспозиции и записывая, а вечером обрабатывая материал в гостиничном номере. Эта работа, потребовавшая от Бранденбурга, страдавшего болезнью сердца, огромного напряжения сил, подорвала его здоровье. После приступа в Испании Николая Ефимовича привезли на родину в тяжелом состоянии, и 31 августа 1903 г. он скончался.

Похороны состоялись в Петербурге при большом стечении народа, правда, в основном, военных, а не многочисленных ученых обществ, членом которых Бранденбург избирался. После отпевания в Сергиевском соборе гроб с телом был вынесен генералами на плечах из храма и установлен на артиллерийском лафете, на котором был укреплен серебряный венок от Главного артиллерийского управления. В сопровождении почетного эскорта роты лейб-гвардии Преображенского полка и батареи гвардейской артиллерийской бригады траурная процессия проследовала к Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры108. На могиле Н. Е. Бранденбурга установили скромный памятник, сохранившийся и поныне. Кавалер 14 орденов России и иностранных государств генерал-лейтенант Николай Ефимович Бранденбург оставил память в истории своими делами на благо развития Артиллерийского исторического музея и военно-научной деятельностью.

Деятельность Н. Е. Бранденбурга на посту начальника Артиллерийского исторического музея заслуживает особого рассмотрения. Назначению капитана Николая Ефимовича Бранденбурга на эту должность способствовали его служба в течение 12 лет в артиллерии, а с мая 1872 г. - в Главном артиллерийском управлении, интерес к вопросам истории артиллерии и участие в создании временного военно-исторического отдела на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 г.
Еще с конца 60-х гг. статьями в военных журналах он заявил о себе как человек, не только изучающий военную историю России, но и болеющий за состояние памятников древнерусского военного искусства и сохранение их для потомков. «Трудно найти такую нацию, которая не дорожила бы преданиями и историей своей земли, представителями которой являются уцелевшие памятники»,- писал в статье «Несколько слов о нашем историческом артиллерийском музее» в 1870 г. Бранденбург, где проанализировал состояние музея, определил цель его работы, ставшую своеобразной программой возможной реорганизации. Приветствуя преобразование Достопамятного зала в музей, он высказал сожаление, что последний «не растет и не развивается сообразно с потребностями нашего общества» и имеет скорее значение «склада предметов», чем соответствует своему назначению».

Суть предложений Бранденбурга заключалась в том, чтобы привести в известность уцелевшие остатки памятников русского артиллерийского искусства. Он даже приводит пример изучения им сведений о судьбе орудий Соловецкого монастыря с 1578 г., подчеркивая этим, что есть возможность найти места скрытых временем таких памятников, хотя дело это совсем нелегкое, требующее и кабинетных занятий, и разъездов.
Выставка в Москве в 1872 г., где планировалось представить историю развития военного искусства и, в частности, артиллерии в России, стала временным музеем, вобрала в себя множество предметов, зримо показавших возможность создания музея артиллерии в столице.
Честь, а вместе с тем колоссальный труд, связанный с организацией Исторического артиллерийского музея, созданием подлинно научного учреждения из собрания древностей Достопамятного зала, и были возложены на Бранденбурга.
Странное зрелище представлял собой музей в 1872 г., где наряду с орудиями и холодным оружием можно было видеть табурет Степана Разина, чучело лошади Екатерины II и прочие предметы, не имевшие прямого отношения к собственно Артиллерийскому музею. Коллекции страдали, несмотря на объем, бессистемностью; древний допетровский отдел был беден образцами ручного оружия и предохранительного вооружения, отдел артиллерийских памятников периода царствования Петра Великого не существовал вовсе; не было отдела новейшей артиллерии, образцов употребляемых снарядов; коллекции размещались произвольно, без хронологической последовательности. Музей не имел достоверных инвентарных описей имущества, руководящих каталогов или указателей для обозревающих, не было библиотеки.
Знание положения дел определяло и направление будущей работы, которая стала частью жизни Н. Е. Бранденбурга, программой, намеченной самим создателем музея, которую он не только выполнил, но и перевыполнил.
Начальным шагом стала организация передачи экспонатов московской выставки в Артиллерийский музей, для чего были подготовлены и направлены в различные учреждения ходатайства Главного артиллерийского управления.
Для научного описания и исследования коллекций в 1873 г. в музей были переданы дела Главного артиллерийского управления XVII - начала XIX в., которые образовали исторический архив. Изучение архива позволило Н. Е. Бранденбургу подготовить сведения о месте нахождении памятников военного искусства, в том числе артиллерии, и организовать поездки в самые отдаленные точки России в поисках всего, что могло пополнить коллекции музея.
Следующими этапами работы стали создание систематических коллекций по истории артиллерийской техники, организация работы в 1879 г. библиотеки, обладающей как специальной, так и археологической литературой, упорядочение дел в архиве музея.
Бесценна заслуга Н. Е. Бранденбурга в составлении описей коллекций музея, издании каталога, в котором не только описаны памятники, но и даны научные обзорные статьи. Это был не просто сбор или «погодное нанизывание памятников, без всякой внутренней связи», а группировка по эпохам развития артиллерии, которые определились к тому времени следующим образом: допетровская; время преобразований Петра Великого; от П. И. Шувалова до Павла I; с начала XIX в. до введения нарезных орудий; период артиллерии новейшего времени.
Первая часть каталога, созданного Бранденбургом в 1878 г., была удостоена серебряной медали императорского Русского археологического общества. Вклад Николая Ефимовича как историка в науку состоял в том, что он придал своему труду характер научной разработки вопросов, касающихся истории артиллерии и вооружения русских войск. Всего было подготовлено и издано три части каталога. Эта работа сама по себе могла бы составить Н. Е. Бранденбургу славу, но его роль определялась не только этим.
Целевое пополнение музея новыми памятниками осуществлялось не только в результате поездок по разным хранилищам древностей России, арсеналам, монастырям, древним замкам, но и проведения изысканий на полях древних битв.
На первом этапе существования музея Н. Е. Бранденбургом был создан «доисторический отдел» как вводная часть собрания музея, основанная на изысканиях военной археологии, сюда входили предметы вооружения и боевого снаряжения с самых древних времен. Сегодня коллекции этого отдела пополнили другие музеи.
Отметим, что музей в то время при отсутствии штатной организации насчитывал всего 5-6 сотрудников, состоявших в штате артиллерийских частей, их силами проводились прием и описание экспонатов, изыскания, экскурсии, а зачастую и перемещение тяжелых орудий (с привлечением для этих целей солдат Петропавловской крепости). Не всегда заметной, но требующей времени и внимания являлась работа, связанная с оказанием помощи воинским частям в оформлении исторических уголков в полковых храмах и подготовке выставок к юбилеям частей. Талант организатора помогал Н. Е. Бранденбургу подбирать и находить верных и деятельных помощников. Один из них -Дмитрий Павлович Струков стал впоследствии преемником его на посту начальника музея и продолжил дело, начатое Николаем Ефимовичем.
Если в 1872 г. в коллекциях музея насчитывалось 800 экспонатов, то к 1892 г. их было 10 000. Плюс 8000 связок дел в архиве - ценнейшие, зачастую и единственные сведения об истории армии и артиллерии, дающие немало интересных материалов и современным исследователям. Фонды библиотеки насчитывали 600 томов книг, в том числе и иностранных, на военно-исторические темы.

Как начальнику музея Бранденбургу приходилось решать множество организационных вопросов. В их числе финансирование (с 1875 г. отпускалось 1000 рублей в год из бюджета артиллерийского ведомства), в течение многих лет оставлявшее желать лучшего. Даже контакты с людьми высшего света, - музей посещали и российские императоры, и военные министры, и руководители артиллерийского ведомства, да и сам Бранденбург был вхож в Зимний дворец, - не помогали: «с немалыми трудами приходилось выпрашивать лишние несколько сотен рублей на покупку книг, устройство стеллажей или вешалки в гардеробе».
Была и еще одна забота, связанная с благоустройством музея, сохранностью имеющихся памятников, и заключалась она в том, что здание кронверка Петропавловской крепости использовалось музеем не полностью. Часть экспонатов находилась на улице, а остальные - в помещениях, похожих на склады. Керосиновое освещение было источником возможных пожаров и беспокойства начальника музея, добивавшегося проведения освещения электрического.
Неоднократно Н. Е. Бранденбург пытался решить вопрос расширения музейных площадей и утверждения штатной структуры, понимая, что отсутствие этого «не гарантирует музею в будущем привлечения необходимых для деятельности его сил со специальной к тому подготовкой»"5. Новое помещение и штат введены были уже после кончины Н. Е. Бранденбурга.
Как упоминалось, во время русско-турецкой войны 1877- 1878 гг. Н. Е. Бранденбург на целых семь месяцев покинул музей. Заметки о войне и участии русской артиллерии в боевых действиях, опубликованные в форме дневниковых записей, стали наблюдениями серьезного исследователя и материалом для дальнейшей работы в музее.

С началом 1878 г. с еще большей энергией Н. Е. Бранденбург отдается вопросам устройства музея, военно-историческим трудам и военной археологии. В 1878 - 1884 гг. он регулярно участвует по приглашениям археологических обществ в раскопках 150 курганов в Приладожье, на Волхове, на полях древних битв в Южной России, Сибири. Результатом этой работы стал целый ряд статей, выступлений, отчетов, а также создание коллекции предметов вооружения и быта, путеводителя по доисторическому отделу музея, снабженного комментариями и разъяснениями. Сочетая свои повседневные обязанности с увлечением военной археологией, Бранденбург «мог служить и служил живым примером того, как следует относиться к делу, если оно раз и навсегда избранно целью жизни». Он был членом многих археологических обществ и активно участвовал в их работе.
Бранденбург много заботился о доступности экспозиций музея, его беспокоило, что музей более знаком иностранцам, чем самим петербуржцам, и не пользуется надлежащей известностью. При нем музей в понедельник, среду и пятницу был открыт для посетителей, а для нижних чинов воинских частей и учебных заведений - и в воскресные дни. Делалось это по предварительным заявкам, а экскурсии проводил сам заведующий музеем или его помощники, чему есть многочисленные свидетельства в фондах архива музея.
В 1897 г. отмечалось 25-летие деятельности Н. Е. Бранденбурга как археолога, военного историка и заведующего Артиллерийским историческим музеем. В многочисленных приветствиях отмечалась его роль как исследователя и организатора, создавшего из склада ценностей исторический военный музей.

Важным событием в жизни музея стало празднование 8 ноября 1889 г. 500-летия отечественной артиллерии, в проведении которого приняли участие император Александр III и высшее руководство армии. На торжествах с речью выступил, кроме прочих, и заведующий Артиллерийским историческим музеем генерал-майор Н. Е. Бранденбург. Артиллерийскому историческому музею, по его словам, который по полноте и хронологическому подбору своих памятников не имеет себе соперников в Европе, «по всем правам должна принадлежать высокая честь принять в своих стенах именитое собрание». «Тем более, - продолжил он, - что памятники нашего музея неизмеримо красноречивее моих слов могли бы поведать вам о минувшем прошлом русской артиллерии».

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2024 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru