: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

 

Роспись полковой расцветки армейской тяжелой пехоты 1802-1806 гг.

Петр КОСМОЛИНСКИЙ

Рядовой 2-го батальона Курского мушкетерского пока Смоленской инспекции, штабс-капитан Рыльского мушкетерского полка Оренбургской инспекции и унтер-офицер Севского мушкетерского полка Лифляндской инспекции

Рядовой 2-го батальона Курского мушкетерского пока Смоленской инспекции, штабс-капитан Рыльского мушкетерского полка Оренбургской инспекции и унтер-офицер Севского мушкетерского полка Лифляндской инспекции 

Наверняка, кто-то из читателей - ведь круг наш невелик - помнит "самодельные", размноженные на ксероксе выпуски "Библиотеки Военно-исторической комиссии", посвященные русским гренадерским шапкам обр. 1802 г., которые являлись плодом скромных усилий автора нынешней статьи. Исследуя эту весьма узкую тему, он неожиданно для себя обнаружил, что расписание полковой расцветки русской пехоты на 1802-1806 гг., приведенное в столь чтимом источнике, как "Историческое описание..." А.В. Висковатова, по большей части ошибочно и цитирует не реально действовавшие, а лишь предварительные распоряжения на сей счет. Более достоверная информация, почерпнутая в целом ряде других документов была сведена в таблицу, отражающую полные сведения по цветовым различиям в униформе всей русской армейской пехоты за указанный период - то есть на то время, когда армия распределялась по инспекциям (прообраз военных округов), вплоть до введения дивизионной системы. Здесь воспроизводится сводная таблица расцветки полков тяжелой пехоты, для наглядности - чего обычно не хватает чисто текстовым источникам - проиллюстрированная цветными схемами. Позднее предполагается опубликовать подобные же таблицы по егерским полкам и гарнизонной пехоте.

Прологом к этому небольшому исследованию послужила одна из моих поездок в Чехословакию, летом 1982 года, когда в витрине филиала Исторического музея города Славков-у-Брно, находящегося на Працком холме (историческое поле Аустерлицкой битвы) он обнаружил русскую гренадерскую шапку образца 1802 года, найденную, как ему сказали, в одном из ближайших монастырей. Знаменательная находка - шапка не могла попасть на место знаменитого сражения 2 декабря 1805 г. иначе как "на голове" русского солдата - но ведь еще в феврале того же тода приказом по военному ведомству гренадерки были заменены на кивера... Случайность? Нет, позднее мне сообщили, что еще одна шапка того же образца отыскалась в экспозиции Исторического музея города Вышкова. С атрибуцией первой шапки, как мне тогда показалось, проблем не возникло, определить же другую по заочному описанию не удалось и с тем большим нетерпением я надеялся сделать это во время своего следующего визита в Чехословакию. При мне была роспись цветов гренадерских шапок, приводимая в 10 части "Исторического описания..,", которую в свое время я свел в таблицу. Шапка была в довольно плохом состоянии, однако цвет верха определить удалось легко, стоило залезть в швы - красивый, почти свежий палевый - т.е. Брестская инспекция. С околышем дела обстояли труднее, даже швы не помогли. Правда, суконная обшивка вокруг бляхи, которая во всех полках по регламенту должна быть черной, своим бурым оттенком совершенно не отличалась от околыша. Впрочем, и это ничего не давало - согласно висковатовской росписи, черных околышей ни в одном полку не было. Относительно темными в Брестской инспекции могли считаться околыши гренадер Староингерманландского (красный), Азовского (бирюзовый) и Апшеронского (светломалиновый) полков. Красный и малиновый я откинул сразу, имея пример выгорания этих цветов на вышеупомянутой аустерлицкой шапке. Оставался бирюзовый. Смущало только, что этот цвет все-таки довольно светел. Однако, выбора не было. Итак, Азовский мушкетерский полк (?)...

Случай этот - а висковатовская роспись вызвала беспокойство не впервые - заставил меня вплотную заняться вопросами полковой расцветки. Кроме того, необходимо было проверить и собственные "вычисления" цветов погон и кистей в полках сформированных после 1802 г. и тех, которые переводились из одной инспекции в другую. Я отправился в Центральный Государственный военно-исторический архив.

Мой друг, сотрудник ЦГВИА Алексей Васильев отыскал для меня архивное дело о шитье пехотных мундиров в начале царствования Александра I. В деле была подшита "таблица, означающая цвета сукон, какие должны быть в гранодерских и мускетерских полках на верхушках и задниках состоящих в них гранодерских и фузилерных шапок", подписанная генерал-лейтенантом князем Долгоруким 2-м и датированная 27 мая 1802 г.

Барабанщик 1-го батальона Елецкого мушкетерского полка  Санкт-Петербургской инспекции и рядовой Астраханского гренадерского полка Московской инспекции

Барабанщик 1-го батальона Елецкого мушкетерского полка  Санкт-Петербургской инспекции и рядовой Астраханского гренадерского полка Московской инспекции

В росписи Висковатова меня в первую очередь смущал красный околыш шапок Фанагорийского гренадерского полка, имевшего белые погоны. В свое время В.В. Звегинцов писал мне, что считает это опечаткой - околыш непременно должен быть белым. Это мнение подтвердилось сразу. "Таблица" показала, что и верх и околыш шапка, равно как и погоны в Фанагорийском полку должны быть БЕЛОГО цвета!

Таким образом, я в несколько секунд удовлетворил свое любопытство, и не желая расставаться с документом так замечательно разрешившим мои сомнения, стал просматривать и другие графы таблицы. И вдруг - в Киевском гренадерском полку при красных погонах - черные околыши шапок). Вскоре я обнаружил еще шесть полков с черными околышами (а как упоенно я доказывал прежде, что "этого не может быть, потому что не может быть никогда"...), погоны же в них были и красные, и желтые, и светломалиновые.

При дальнейшем изучении таблицы обнаружились розовые и оранжевые околыши при светлом ал и новых погонах, синие и темно-зеленые - при розовых... Итого - 14 исключений из правил! Все это выписав, я решил дома срочно исправить свою таблицу. И тут - новая неожиданность - я обнаруживаю, что цвета погон многих полков, приведенные Висковатовым, не соответствуют тем, которые означены в архивной таблице.

Разумеется, я при первой возможности переписал таблицу полностью. Результат оправдал мои худшие предположения - обе росписи почти полностью исключали друг друга! Из 82 гренадерских и мушкетерских полков совпадение было только в 21 случае, а из 58 гарнизонных полков и батальонов совпадали 22, немногим более трети. Какая же из таблиц истинная? Висковатов ссылается на приказ от 6 июня 1802 г., а таблица Долгорукова датирована 27 мая того же года. Разница всего в 10 дней. Более поздний должен быть, по идее, и более верным...

Затем я обнаружил еще несколько таблиц, правда с описанием расцветки только погон. Одна из них (без даты и за подписью того же князя Долгорукова 2-го) полностью (кроме Фанагорийского полка) подтверждала роспись Висковатова, а другая, датированная 27 марта 1802 г. и подписанная Военной Коллегией, повторила долгоруковскую таблицу от 27 мая без всяких исключений.

Хоть я и поначалу и был близок к отчаянию, ряд примеров, находящихся в противоречии с висковатовской росписью и столь же очевидно подтверждающих "таблицу", убедил меня, что "Историческое описание..." приводит, видимо, лишь проектную роспись полковых различий на 1802 г. Наконец, я додумался до того, что надо бы проверить ссылку, данную в труде Висковатова, которая указывает на Полное Собрание Законов Российской Империи", т.44, с.64, указ №20.287. Как и следовало ожидать, там оказался тот самый документ, который был найден в архиве!

Позднее я натолкнулся на высочайшее повеление, датированное 6-м июня 1802 г. отпечатать и разослать в войска таблицу от 27 мая, что и было исполнено.

Архивные изыскания помогли восполнить еще несколько "недосказанностей" Висковатова, касающихся полков, сформированных в период 1803-1806 гг., а также полков перемещенных из одной инспекции в другую.

Итак я смело могу предложить коллегам роспись полковых отличий русской тяжелой пехоты и исправить ошибку, допущенную в "Историческом описании..." и вслед за ним повторенную В.В. Звегинцовым в 4-м томе его замечательного труда "Русская Армия".

 

 Сводная таблица цветовых различий в униформе полков русской армейской тяжелой пехоты (1802-1806 гг.)

Сводная таблица цветовых различий в униформе полков русской армейской тяжелой пехоты (1802-1806 гг.)

Внимание! Согласно ПСЗ-I, № 20287, Тобольский полк Лифляндской инспекции имеет светло-зеленый околыш - прим. Адъютанта!

Планшеты с изображением полковых расцветок пехоты 1802-1806 гг.  

Публикация: Космолинский П.Ф. Армейская тяжелая пехота 1802-1806. Роспись полковой расцветки. Военно-исторический журнал "Цейхгауз", №3, стр. 26-30. 



Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2018 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru