2. Дневник как источник.
Общественный быт.
Дневник Гордона, благодаря тщательно составленному г. Поссельтом указателю, может служить обильным источником сведений о разных лицах, современных Гордону как русских государственных деятелей, например, Милославского, Украинцева, Морозова, Голицына. Мазепы и пр., так и иноземцев, живших в России. О военных, докторах, пасторах, купцах, дипломатах и пр., находившихся в России, Гордон сообщает множество более или менее любопытных подробностей. К числу знакомых Гордона, о которых несколько раз говорится в дневнике, принадлежали, между прочим, и некоторые авторы сочинений о России, например, доктор Коллинс, граф Карлейль, Джон Пери и пр. Данные о многих менее известных лицах вводят нас в бытовую историю иноземцев в России. Благодаря дневнику Гордона, мы в состоянии составить себе довольно точное и полное понятие о жизни пребывавших и служивших в России Шотландцев, Англичан, Голландцев, Немцев. Гордон находился в деловых сношениях со множеством лиц, был опекуном разных сирот, знал о денежном состоянии многих фамилий, присутствовал при многих полюбовных сделках в качестве посредника и свидетеля. Поэтому дневник его может считаться важнейшим источником для истории частной жизни обитателей Немецкой слободы. Гордон сохранил имена разных лиц, живших в то время и имевших некоторое значение в обществе. Авторы сочинений об истории приходов [174] лютеранских и реформаторских пастор Дальтон1) и особенно пастор Фехнер2) обязаны дневнику Гордона многими данными. Из этого дневника видно, что не только в Москве иноземцы в качестве купцов, техников, аптекарей, докторов и пр. имели большое значение, но что и в других городах они играли иногда весьма важную роль. Так, например, Гордон, бывший проездом в Туле в 1687 году, замечает, что там все мастера на заводах – Немцы или Шведы, а затем сообщает некоторые замечания о богатом промышленнике Марселисе, собственнике тульских заводов (II, 201). Будучи в 1684 году на Вологде (на пути в Архангельск), Гордон замечает, что восточная часть города, где «жили иностранцы в просторных и удобных домах», была лучше отстроена, чем остальные части (II, 482). О зажиточности некоторых из иностранцев можно судить по денежным оборотам между ними, о чем Гордон также упоминает в своем дневнике. Генерал Менезес заплатил однажды датскому резиденту Бутенанту фон Розенбушу 5,000 рублей, при чем Гордон и Лефорт были свидетелями (II, 375). Мы видели, как Гордон сам сделался в России зажиточным человеком и умел отлично управлять своим имением. Разумеется, многим иноземцам не повезло в России. В дневнике упомянуто о двух случаях самоубийства иностранцев (II, 440, 515), о ссылке какого-то Левенфельда в Сибирь (III, 289) и пр. Можно пожалеть о том, что о Лефорте в дневнике Гордона говорится не особенно много.
О пирушках и увеселениях разного рода в кружках Русских и иностранцев Гордон упоминает весьма часто, но кратко. Корб гораздо чаще Гордона воспроизводит содержание разговоров на обедах, ужинах и т. п. Главное удовольствие тут заключалось, как кажется, в еде и крепких напитках. Иногда танцевали. У Гордона, как мы видели, иногда бывала музыка, но о ней в дневнике нет ни малейших подробностей. В некоторых отношениях, как кажется, жители Немецкой слободы находились уже под влиянием русских обычаев. Так, например, как видно из дневников Гордона и Корба, у них совершенно также, как у Русских, по случаю похорон правили тризну. Корб дивился этому обычаю3). [175]
Главным увеселением были фейерверки. О них весьма часто упоминается в дневнике. Русские еще до Петра полюбили пиротехническое искусство. Гордон 12-го февраля 1677 г. был на какой-то свадьбе, где «княжна Голицына и молодой князь Долгорукий устроили фейерверк, стоивший больших денег, но не особенно удавшийся» (I, 416); в Киеве 25-го декабря 1684 года у боярина был фейерверк (II, 51), 8-го февраля 1689 года в Хорошеве также (II, 245). Петр особенно охотно забавлялся этой потехой, и Гордон присутствовал иногда при приготовлении потешных огней самим Петром (II, 290, 291). Случалось, что и вельможи забавляли Петра фейерверками (II, 293). Иногда при таких случаях происходили и несчастья (II, 297). В феврале 1692 года происходило по желанию Петра состязание в области пиротехники: Русские приготовили фейерверк, иноземцы также; 21-го числа был сожжен фейерверк иностранцев и «произвел великолепный эффект», а на другой день был фейерверк Русских, который «также произвел хороший эффект» (II, 399). Особенно часто упоминается о фейерверках в продолжение 1690 и 1692 годов (II, 291, 293, 296, 297, 317, 331, 332, 334, 348, 366, 377, 394).
Очень часто говорится в дневнике Гордона о пожарах. Из многочисленных, сообщаемых им данных об этом предмете можно вывести заключение, что в самой Москве пожары были сравнительно чаще и опустошительнее, чем в Немецкой слободе. То же подтверждается и другими источниками, например, свидетельством Олеария4).
О чрезвычайно сильных пожарах в Москве Гордон говорит в 1688 году (II, 227, 230 и пр.); в 1692 (II, 382) был пожар, на который Гордон отправился вместе с Петром и едва не лишился зрения. Другие заметки о пожарах в Москве см. II, 407, 416, 438, 441, 442. 498, 499, 500; III, 80 и пр. Несколько раз, впрочем не часто, упоминается и о пожарах в Немецкой слободе, но тут каждый раз дело оканчивалось ничтожной потерей (II, 240, 391, 424).
Достойны внимания разные случаи, доказывающие существование в то время суеверий не в одном только низшем классе. В Киеве 4-го мая 1684 года выпал град; в некоторых градинах, имевших величину крупного яйца, будто было ясно вычеканенное изображение полумесяца (II, 23). В другом месте рассказывается подробно [176] о каком-то приведении (II, 76), о заколдовании сына гетмана Самойловича (II, 106) и т. п. В апреле 1684 года в одной из Киевских церквей явилось чудо: икона Богородицы плакала, большая свеча перед иконой св. Николая зажигалась сама собою. Вскоре оказалось, однако, что все это было обманом одного молодого священника (II, 21 и 25).
Дневник Гордона заключает в себе и некоторые материалы для истории медицины в России. Гордон сам часто хворал, его семейство тоже, и они постоянно обращались к врачам и возились с разными целебными веществами, ныне, впрочем, не пользующимися никаким авторитетом. Описание некоторых болезней, способов их лечения, а также случаев смерти весьма странно (I, 127; II, 16; 583 и проч.).
Примечания
1) Gesch. d. reform. Kirche in Russland. Gotha, 1864.
2) Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau. Moskau, 1876.
3) Diarium itineris, 63.
4) Olearius, изд. 1668 года, стр. 319.
|