: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Краснокутский А.Г.

Взгляд русского офицера на Париж в 1814 году.

 

Публикуется по изданию: Краснокутский А.Г. Взгляд русского офицера на Париж, во время вступления ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Союзных войск, в 1814 году. СПб., 1819.


библиотека Адъютанта

 

ТЕАТРЫ.

В Париже оных считают более двадцати. Главнейшие суть: 1) Grand Opera. 2) Theatre Francois. 3) Th. de l’Opera Comique. 4) Th. de Odeon. 5) Th. de Vaudeville. 6) Th. des Varietes. 7) Th. de l’Ambigu-Comique. 8) Th. de la Gaiete.
Число театров умножилось во время революции. Буйственные головы, напыщенные вольнодумством в растрепанной праздности старались развлекать народ вымышленными ими театральными представлениями на счет Королей, министров и разных Правлений! Все бросились заниматься мелкими сочинениями без всяких правил Словесности, вкуса и изящества. Одними грубыми и дерзкими язвительностями наполняли они театральные свои произведения. [69]
Сколько ни есть в Париже театров, все наполнены каждый день зрителями! Все дышат вольностью и равенством. Наглые пасквили летают со всех сторон! Свист, топот, крик, своенравные рукоплескания потрясают беспрестанно театр! Брань и похвала силою лишь одного языка действуют! Вот на чем основывается мнимая свобода бесчисленных тунеядцев! Они – суть первые злодеи народного благоденствия; они первые нарушители спокойствия. Они-то первые открывают случаи к смятению против Правительства! Они первые забывают Бога! У них ничего нет священного! Самый закон окровавлен лютым их бесчеловечием! Никаким Правлением не могут они быть довольны, хотя сами не знают, чего хотят. Ветрены и непостоянно до безумия; на все вдруг соглашаются и все вдруг опровергают. Умножение театров немало к тому содействует. Сброд подобных празднолюбцев увеличивается, они заводят разные секты и скопища под личиной благочестия и тем готовят ужаснейшие бедствия Государству!
Кровожаждующая Революция разрушила святилище добродетели! Мнимые высокие умы давно уже возбуждали оную в народной крови, скрываясь под завесой ложных умствований, предвозвещавших сильную грозу или самое падение Королевства!
Все беспристрастные отдадут первенство Французским театрам и музыке над [70] всеми Европейскими. Французы подлинно заслуживают сию справедливость и достигают до цели совершенства. Оптика и Механика с почтительностью покорствуют их знаниям! Натура оживотворяется в театральных декорациях, коих перемены исчезают и являются с быстротою сверкающей молнии.
Актеры славятся отменными способностями. Ловкость и развязанность соответствуют их дарованиям. Здесь неисчерпаемый источник приятностей, нежностей, прелести и любезности. Молодые люди стараются заимствоваться их выражениями и ухватками.
Сам Буонапарте, не довольствуясь своими природными свирепостями, учился и перенимал от ужасного Трагика Тальмы казаться еще зверообразнее и величественным видом уметь приводить в трепет всех его окружавших!
Наилучшие произведения великих поэтов и отличных виртуозов представляются здесь с превосходным искусством и совершенным великолепием. Мольеры, Корнели, Расины, Реньяры, Вольтеры, Пироны – все воскрешаются блестящими представлениями здешних актеров.
Балетмейстеры изумляют и увеселяют всех чудесной легкостью: все они летают как Зефиры и с невероятной гибкостью производят в воздух искуснейшие телодвижения! В глазах всех зрителей изображается стремительное изумление! [71]
Известный Вестрис отличается еще и по сие время мастерским прыганием. При появлении его на Театре шестидесятилетняя старость скрывается, и он как будто волшебством преобразовывается в прелестного молодца!
Вся публика восхищается очаровательными его танцами: все приветствуют его рукоплесканием; искусство торжествует, и лета рассеиваются под его ногами! некоторые кричали: Il dansera meme dans le timbeau! (Он и в гробу запляшет!)
По окончании балета Вестрис вызван зрителями на сцену. Все были в исступлении. Громкие похвальные рукоплескания растрогали до слез неувядаемого старца.

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2024 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru