: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Попов А.Г.

История о Донском Войске

Публикуется по изданию: История о Донском войске, сочиненная Директором Училищ в войске Донском, Коллежским Советником и Кавалером Алексеем Поповым. Часть 1. Харьков, Университетская Типография, 1814.

 

Печатать позволяется
с тем, чтобы по напечатании в публику представлены были
в Цензурный Комитет: один экземпляр для Цензурного
Комитета, два для Департамента Министерства Просвещения,
два для императорской Публичной Библиотеки и один для
императорской Академии Наук.
Харьков 1813 года, мая 31 дня.
Профессор Гавриил Успенский.

Его Сиятельству,
Господину Генералу от Кавалерии, войска Донского Войсковому Атаману и орденов Св. Апостола Андрея Первозванного. Св. Александра Невского, Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-й степени. Св. Равноапостольного Князя Владимира 1-й степени, Св. Анны 1-го класса, прусских Черного и Красного орлов Кавалеру и Св. Иоанна Иерусалимского Командору
Графу Матвею Ивановичу Платову.

Сиятельнейший граф, Милостивый Государь!
Когда Судьбе угодно было предоставить повествование о Донском войске моему перу, то, руководствуясь Ею, посвящаю оное Вашему Сиятельству, яко Высочайше избранному его Вождю; да потомки, видя примеры своих предков, поревнуют им во славу Божию в верности Государю и преданности Отечеству. Они возгнушаются теми проступками, Историей изображаемыми, которых причиною было невежество, буйство и дикое ослепление. Они воззрят и почувствуют, что одно только просвещение, ныне Монархом по всему пространству Империи насаждаемое, в состоянии сорвать завесу помрачения; а я, питаясь сей сладостною надеждою, с моим истинным высокопочитанием и приверженностью есмь Вашего Сиятельства, Милостивого Государя покорнейшим слугою.
Алексей Попов.
[VII]

 

Предуведомление

Мы сию историю начали Амазонками, потому что на земле, обитаемой войском Донским прежде всего всех народов они оказались; а писания от самого их происхождения до конца Диодором Сицилийским, Старабоном, Юстином, Иродотом (Геродотом – ред.), Овидием, Анкетилем, Гвагвином, Лызловым, Квинтом Курцием и Станиславом Сестренцевичем Богушем доставили об них обстоятельное сведение. [VIII]
Повествуемое здесь о Скифах и Сарматах и единоплеменных с ними Аланах и Готфах, так же о Гуннах, основано на преданиях Юстина, Евсевия, Диодора, Птоломея, Трога Помпея, Анвиля, Иродота, Гаттерере, Иорнанда, Страбона Плиния, Диогена Лаерция, Гиппокрапия, Платона, Цицерона, Ктезия, Аппиана, Курция, Шредера, Прокопия, Кария, Фотия, Торфея Рихера Гомера. Луциана. Авла Гелия, Клеарха, Иппократа, Анны Комнены, Аммиана Марцеллина, Зонара, Петра Патриция, Помпония мелы, Пашала, Тунмана, Исидора, Ансельма, Бандурина, Кн. Щербатова, Аббата Милота и Станислава Сестренцевича Богуша. [IX]
О Уграх, Козарах, Печенегах Россиянах, Половцах, Татарах, Донских козаках (Козак, казак (древн.-славянский) – работник, наемный человек, ред.) и о покорении старшиною их, Ермаком с охотниками из них Сибирского царства под Российскую державу, [X] мы придерживались писателей Тунмана, Никифора Патриарха, Анны Комнены, Стриковского, Гуфрия, Феофана, Моисея, Иорнанда, Кирилла и Мефодия, Константина Порфирородного, Кедрина, Зонара, Нестора, Татищева, Кн. Щербатова, Аммиана Марцеллина, Мусина-Пушкина. Стриттера, Лызлова, Карпина, Богуша, Плиния, Абулгазия, Сумарокова, Азовских известий, Болтина, летописи Российской, Гилденштетте, Гмелина, Св. Димитрия Ростовского, Шлецера, летописи Никоновской, Фишера и Миллера. [XI]

Примечание

Из повествования о Амазонках усматриваем, что они обладали пространною в Европе землею, как и рекою Доном, которых место заступили Скифы. Из них молодые люди, с принесенными на судах к северным берегам Азовского моря Амазонками совокупившись, [XII] перешли на левую сторону Дона и там с обитавшими Сарматами, поселившимися за 1400 лет до Рождества Христова, соединились. Сии Сарматы против Персидского Государя Дария вооружились, когда он сделал нашествие на Скифов, и были в войске Митридата, победившего Роксолан, смешавшихся со Скифами, между которыми сей Государь поселил и Сарматов. Из них одна часть пошла к стороне Швеции, а другая обитала под именем Готфов, Алан и Боранов по обеим сторонам реки Дога; и хотя с Гуннами знатная часть из них пошла далее в Европу, а другая в Кубанскую землю, однако довольно их осталось на Дону, и не видно, чтобы Угры, обитавшие там в седьмом веке, их оттуда выгнали; тем паче, что [XIII] единоплеменные Готфам, именуемым Аланами и Боранами, с ними соединившиеся Козары, начинавшие чувствовать удовольствие гражданской жизни от принятия Христианской религии, от введения церковных обителей и построения крепости Саркелла действительно Сармато-Скифское племя на Дону несколько постоянным жительством в девятом веке по Р. Х. утвердило, с которого времени полагать можно начало станиц или городков в войске Донском. Печенеги в десятом веке с ними граничили; а Россияне во время победы над Козарами и покорения Ясов, Косогов и Тмутаракани их под своим покровительством, яко единоплеменных и единоверных, имели; потому что Мстислав Владимирович в одиннадцатом веке с Козарами и Косогами в 1023 году воевал против своего брата Великого Князя Ярослава Владимировича. После того поколения Сармато-Скифов, чувствуя сколько тягости от нечаянного рассеяния по Донской земле Половцев, столько удовольствия [XIV] от постоянной против кочевой жизни, пожертвовали им своею покорностью, так как и Татарам, прогнавшим Половцев, во время которых они назывались Ордынскими, Черкасскими и Азовскими козаками. Они, усмотрев ослабление татар чрез их междоусобные брани, мор, жестокие зимы и поражение их в то самое время от Литовского Князя Ольгерда и от Великого Князя Ивана Васильевича, поправшего грамоту Татарского Хана Ахмата, опять служили в 1380 г оду под знаменами Великого Князя Димитрия Донского во время победы над Татарами под предводительством Хана Мамая, в 1552 году Царя Ивана Васильевича при покорении Казанского царства, в 1554 – Астраханского, 1557 в Лифляндии и 1569 при истреблении Турок и Крымских татар, нападавших на Астрахань.
Проступок Ермака, Старшины войска Донского, против учреждений Царя Ивана Васильевича подал ему случай [XV] согласить их Донского войска до 7000 охотников с тремя священниками и монахом идти и покорить под Российскую державу Сибирское Царство, каковая заслуга Отечеству загладила вину и доставила Ермаку от государя Княжеское достоинство. Все сие происшествие, начавшееся в 1577 г. кончилось смертью Ермака в 1584 году; следовательно, совершено в 7 лет.
Из всего повествования видно, что Сармато-Скифы под разными наименованиями вели на Дону жизнь по большей части кочевую, а со введением Христианской веры начали в девятом веке по Р. Х. устроять церковные обители и для сохранения имения и себя, при всей походной совей жизни, избирать и укреплять выгодные места. Они не токмо строили себе жилища, но еще в 295 году по Р. Х. соорудили флот, достигший Константинополя и малой Азии и оттуда возвратившийся с добычей на Дон, как и во время Ермака в 1581 году покорена Сибирь единственно посредством [XVI] сооруженной им флотилии. Следовательно, реки Дон и Волга, также моря Азовское, Черное и Каспийское, до приведения козаков в устроенное состояние, представляли им обширное пространство для их ратоборства, если они не имели нужды оным заняться с народами, на твердой земле около их обитавшими. Таков образ их жизни, представляющий и поныне недостаточное их занятие хлебопашеством, но паче доблести их в военных действиях на суше и воде, а хозяйство их в скотоводстве и рыбной ловле ясно обнаруживаются и в их потомках. Таким образом, 1584 годом, вместе со смертью Ермака – Героя Донского войска, оканчивается и 1-ая часть сей книги. [XVII]

История о Донском войске

[1] Прежде, нежели мы дойдем до времен настоящего названия Донского войска, именуемого в особенности Донскими козаками, начнем повествование с первоначальных обитателей страны, занимаемой ныне сим войском. Оно нам откроет обширный ряд веков, гораздо прежде летоисчисления от воплощенного Спасителя, тех народов, о которых просвещенная древность в своих писаниях оставила нам некоторые памятники. Оно покажет нам, что одни только укрепленные природою места Дона и впадающих в него рек: Донца, медведицы и Хопра были поводом потомкам Скифов, Сарматов и Готфов, Аланам, [2] Казарам, Ордынским, Черкасским и Донским козакам основать постоянные и долговременные жилища, в которых они хранили свое имение и от нашествий варваров скрывались, имея около сих мест на немалое расстояние кочевья свои. Мы увидим, что из сего селения, домоводство и гражданство. Однако, как бы по наследия, с начала веков здешних обитателей до нынешних времен главною пружиною их деяний служат бранноносные воинственные упражнения, которые по тому самому произведут любопытный предмет сего повествования.

 


Вперед!
В начало раздела




© 2003-2024 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru