: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Чесский П.Ф.

215-й пехотный Бузулукский полк
в войне с Японией 1904-1905 гг.

V. В пути.

 

Полковые истории

 

Шесть воинских поездов, перевозивших полк со всеми его обозами из Самары в Манчжурию, шли друг за другом, делая суточные перегоны в среднем от 170 до 200 верст, при небольших сравнительно остановках на станциях. Офицеры ехали в особом на каждый поезд вагоне второго класса; нижние чины были размещены в товарных вагонах, специально приспособленных для перевозки войск. В вагонах были устроены двухрядные досчатые, в виде нар, полки для отдыха, на которых люди спали. Там, где происходили более продолжительные остановки поездов, с нижними чинами велись строевые ученья и гимнастические занятия. Пища, заказываемая в пути на продовольственных пунктах, отличалась большею частью свежестью и обилием. Со дня выступления в поход нижним чинам выдавался чай и сахар, кипяток же можно было получать почти на всякой станции бесплатно.

Стоявшая все время прекрасная погода, теплый и чистый воздух, напоенный ароматом роскошных сибирских и маньчжурских степей, вселяли в людях бодрость, здоровье и силы. [30]

Заболеваемость за всю дорогу была очень незначительна. В лечебные заведения пришлось отправить: из 68 нижних чинов, заболевших перемежной лихорадкой, 7 человек, из 67 случаев острых заболеваний кишечника - 4 человек, с прочими заболеваниями (ревматизм, ангина, ушные болезни и друг.) - 28 человек, с сифилитическими заболеваниями - 29 человек, венериков - 41 человек и с механическими повреждениями - 2 человек.

Подойдя к железнодорожной станции Байкал, на берегу озера Байкала, эшелоны были пересажены частью на ледокол «Байкал», частью на пароход «Ангару» и перевезены по озеру, на протяжении сорока верст, на другой берег, к станции Мысовой, откуда по железной дороге отправились дальше. Во время переезда по озеру от качки у некоторых нижних чинов наблюдались головокружение, тошнота и рвота, а у одного нижнего чина головокружение дошло даже до упадка деятельности сердца, однако, по перевозке на сушу, он быстро оправился.

2-го августа, в 12 часов дня, первый эшелон полка (1-й батальон) прибыл на станцию Мукден, конечный пункт движения по железной дороге, проехав от Самары 6.609 верст в течение 29 дней. Тотчас же приступили к выгрузке эшелона, по окончании которой, в 3 часа дня, батальон, не дожидаясь прихода остальных эшелонов полка, походным порядком двинулся к деревне Тяхэ, отстоявшей от Мукдена в 7 верстах.

Проселочная дорога, ведущая к деревне, вследствие сильного дождя и глинистой почвы, сделалась очень трудной для движения, особенно для обоза, в виду чего последний, несмотря на короткий переход, [31] отстал. Люди едва шли, глубоко завязая в густой, растворенной дождем глине, облеплявшей сапог до того, что нога становилась невозможно тяжелой. Повозки буквально тонули в грязи, и лошади не в силах были тащить их. И только после долгих стараний, общими усилиями людей и лошадей, удалось доставить обоз в деревню Тяхэ. Сюда батальон пришел в 6 часов вечера и расположился биваком в тенистой роще, на опушке деревни.

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2024 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru