: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Воинский устав
о полевой гусарской службе 1797 года.

 

Публикуется по изданию: Его Императорского Величества воинский устав о полевой гусарской службе. - М.: Сенатская типография, 1797.

 

Глава 30. О пожарной тревоге.

1.

Когда часовые увидят необыкновенный дым или что труба горит, то караульному Офицеру или унтер-офицеру тотчас к тому месту, откуда сие видно, послать патруль; а к гарнизонному Шефу с рапортом Ефрейтора, и когда Шеф прикажет в пожарный колокол, который всегда над гаубтвахтой находиться должен, бить, и в ту ж самую минуту, караульный офицер или унтер-офицер пожарные обывательские инструменты, которые также всегда быть должны по его ведомством и близко гаубтвахты, к месту, где пожар, посылает.

2.

Между тем, пока гарнизонный Шеф прибудет, ежели пожар прибавляется, то караульному Офицеру и самому можно велеть тревогу трубить, и Эскадрону выступить и о [62] сем ту минуту отрапортовать Командующему в гарнизоне.

3.

Как скоро тревога затрубится, всякий Гусар во всей своей одежде и полном снаряде, подобно марширующему, из гарнизона, как возможно скоро на сборное место явиться должен.

4.

По собрании же Эскадрона старшему по Шефе Офицеру вывесть оный тотчас из города или деревни, а там приказать одной половине с коней сойти и сою амуницию, и все то, что им тягостно, сложа и оставя при Эскадроне, следовать при надобном числе Офицеров или унтер-офицеров обратно для тушения пожара.

 

Глава 31. Что наблюдать при экзекуции.

1.

Когда случится в гарнизоне быть экзекуции, гонять сквозь строй или другая, то делать оное разводом: если же людей недостает, то, сколько потребно будет, прикомандировать; а если развод более нужного числа, то лишних от левого фланга отчет прочь.

2.

В экзекуции прикомандированные делают на право, а караульные на лево, потом [63] командует Адъютант: развод на лево! прикомандированный на право! строй экзекуцию, марш! стой! фрунт! равняйся! Адъютант пополняет ряды у караулов и делит взводы. Старший Офицер при экзекуциях равняет ряды и делит их, смотря по числу людей, на два или три взвода.
Примечание. У гусар строиться экзекуции в две шеренги, и карабин на плечо. Разводные и прикомандированные Офицеры, унтер-офицеры и трубачи впереди их команды стоят, и Офицер между прикомандированными старший, прочих Офицеров, а также унтер-офицеров и трубачей разделяет.

3.

Когда Адъютант командует: Офицеры, унтер-офицеры и трубачи по своим местам! тогда и те, которые с прикомандированными людьми, то же делают.

4.

Когда все готово к экзекуции, то Майор командует: слушай! на караул! на плечо! первая шеренга на право кругом! к ноге! карабин в левую руку! что делается в три темпа. Первое: левой рукою схватить карабин под правою рукою плоско перед средними пуговицами в ту меру, как правый локоть длинен. Второе: обеими руками спустить возле левой ноги. Третье: правую руку опустить на свое место. [65]
Примечание. Сим порядком изготовясь к экзекуции, послать за арестантами, и, когда их выведут, поставить при унтер-офицере и четырех рядовых на правый фланг, где быть и Аудитору, и когда майор прокомандует на караул, сделав сей темп, стоять всем в совершенной тишине, а Аудитору прочесть Сентенцию.
Примечание. Когда первая шеренга поворотится, второй шеренге иметь глаза на лево, а перенеся скоро карабин в левую руку, смотреть первой шеренге прямо во вторую, а вторая в первую.

5.

Когда Майор командует: на право кругом! Офицеры поднимают сабли против рта и оборачиваются вместе с шеренгою; Ротмистр же с одним Офицером идет на правом фланге, а два Офицера на левый; прочие же офицеры проходят насквозь, оборачиваясь за вторую шеренгу во фрунт и наблюдают, чтоб люди делали свое дело.
Примечание. Трубачи идут на оба фланга.

6.

Когда арестанта разденут, проходит профос с прутьями и рядовые берут прутья по сколько надобно. После сего трубачам с правого фланга трубить тревогу: один унтер-офицер с обнаженною саблей идет вперед, а другой позади арестанта большим шагом, оборотя острие сабли к арестанту: [65] Майор ездит назад и наперед за первою шеренгою, Адъютант за второю и смотрят за порядком. Когда арестант перешел половину экзекуции, начинают трубачи левого фланга трубить тревогу.
Примечание. Прутья должны быть длиною как рука, от плеча до пальцев, и отнюдь не толще обыкновенных прутьев.

7.

После экзекуции командует Майор: кинь прутья, карабин в правую руку! что делается, как обыкновенно с ноги на плечо.
Примечание. Когда Майор командует: кинь прутья! выпустить арестанта на том фланге, на котором он находится.

8.

Майор командует: на плечо! первая шеренга на лево во фрунт! равняйся! при сей команде Офицеры поднимают сабли против рта и выходят скоро сквозь шеренги пред фрунт на свои места, где и стоять должны, а шеренга фрунт делает.

9.

Когда все сие исполнено, Майор командует прикомандированным: слушай! на караул! с поля! на право кругом марш! и тогда прикомандированные по своим квартирам, а разводы по своим местам маршируют. [66]

10.

К экзекуции на смертную казнь, которой место за городом, наряжать до 200 человек и их пред домом полкового командира на столько взводов, сколько экзекуции потребно, расчесть. Держать им карабин на плече и трубачам во время марша не трубить.

11.

Когда взводы, посылать старшего Порутчика с последним взводом за арестантами, а ежели нужда требует и Штаб-Ротмистра с двумя взводами, осужденного взять в середину и, до назначенного места доведши, сдать в круг; сдав осужденного, примыкают взводы к кругу, с которыми после экзекуции и назад возвращается. Пред чтением сентенции майору прокомандовать: на караул! после сентенции: на плечо! и во все время экзекуции держать карабин на плече.
Примечание. Когда Майор за осужденным посылает, иметь всей экзекуции и отряду карабин на плечо. Когда осужденного из тюрьмы или гаубтвахты вывели, тогда майору с командою на назначенное место стать и около оного круг сделать, оставляя место и для отрядных взводов.

12.

По окончании экзекуции Майор командует: слушай! на право кругом! на право и на лево! [67] открой крюк! марш! на лево во фрунт! равняйся!

13.

Марширует опять в гарнизон повзводно, и трубачи не трубят; дойдя до квартиры полкового Шефа, выстроится, и Майору командовать: слушай! на караул! с поля! на право кругом! марш! по квартирам!
Примечание. Майору и всем офицерам, идучи с людьми на место экзекуции и возвращаясь оттуда, иметь сабли в руках.

14.

Когда таковая экзекуция от Губернатора провинции потребована будет, то сколько ей командовать, назначать имеет командующий дивизией.

 

Глава 32. О погребении Обер и унтер-офицеров и рядовых.

То же в Уставе Кавалерийском в главе 33 сказано.

 

Глава 33. О принятии в полк лекарей, о присмотре за больными и о сбережении рядовых.

1.

Понеже у гусар по их трудной службе более раненых и больных, как в других Кавалерийских полках бывает, то полковому [68] Шефу стараться иметь лекарей совершенно искусных, для внутренних и для наружных болезней, и при том попечительных, совестных и добронравных.

2.

Не принимать в службу лекарей инако, как по экзамену и засвидетельствованию о его искусства от Медицинской коллеги. На верную и рачительную службу приводить их к присяге.

3.

Полковым лекарям иметь в своем ведомстве цирюльников, и их, чему должно, обучать, а не обученных в команды не посылать.

4.

В каждом гарнизоне, где эскадрон стоит, истребовать от Магистрата выгодную квартиру под лазарет, для надзирательницы и прачки.

5.

Когда Гусар занеможет, в ту минуту подлекарю или цирюльнику освидетельствовать его и отвесть в лазарет.

6.

Ежели цирюльник в познании болезней еще не навычен, то городской лекарь или Доктор лазарет и больных по крайней мере дважды в неделю осматривать и цирюльнику наставление делать должны. В прочем и полковому Лекарю все эскадроны, где случатся больные, объезжать, когда только надобность потребует. [69]

7.

Если болезнь трудная и к скорому излечению безнадежна, то больных отсылать в Штаб.

8.

При полковом или эскадронном лазарете быть всегда, а особливо по ночам, каптенармусу, цирюльнику и нескольким надзирателям; лазарет осматривать каждый день одному Офицеру, а иногда и Штаб-Офицеру, полковому же Лекарю как можно чаще быть в нем, пересматривать больных, давать им лекарство и наставление, какую кому пищу и питие употреблять.

9.

Если случатся болезни опасные, то при лазарете делать консилиум полковому Лекарю с городскими, и ежели болезни признаны будут прилипчивыми, таковых больных тот же час от прочих отделить.
Примечание. За пользование больных, ежели они отданы будут на руки посторонним Докторам и Лекарям, платить не из полковой суммы.

10.

В каждом гарнизоне с 1-го Октября по 1-е Мая иметь на караулах и постах для часовых шубы, теплые сапоги и сандалии.

11.

Каждую субботу на гаубтвахтах Лекарю при Офицере осматривать людей, не имеет ли кто каких, особливо венерических, [70] болезней и тех, кои сумнительными покажутся, тотчас в лазарет отсылать.
Примечание. Смотреть, как за Офицерами, так за унтер-офицерами и рядовыми, чтоб напрасно больными не назывались и лекарств для одного только отбытия от службы не принимали.

12.

Смотреть, чтоб люди не объедались овощами и особливо недозрелыми.

13.

Смотреть, чтоб люди не напивались, а особливо крепкими напитками, а вспотевши, и ничего бы не пили, и для сего после похода или учения не распускать скоро людей, но когда простынут.

14.

Для больных варить пищу всегда свежую и вообще о хорошем содержании стараться, и всеми возможными средствами к скорейшему их выздоровлению способствовать.

 

Глава 34. О должности полкового Квартермистра.

1.

Всякую треть полковой Квартермистр подает ведомость о всех чинах, при полку получающих жалованье, Шефу или командиру полка, который оную подписывает и прилагает полковую печать. По сей ведомости полковой Квартермистр, предъявив ее, куда следует, [71] и спрашивает, и принимает жалование. Приняв оное, сколько на который эскадрон, рапортует Шефу или командиру и о раздаче ожидает повеления, которое тот же час получив, призывает вахмистров и раздает им каждому, сколько в его эскадрон следует, вахмистры же относят к эскадронным командирам.

2.

Все амуничные вещи для Офицеров, унтер-офицеров и рядовых из депо принимает полковой же Квартермистр, а от него на эскадроны принимают унтер-офицеры.

3.

На походе полковому Квартермистру с эскадронами и прикомандированными Квартермистрами для занятия квартир или разбития лагеря идти вперед.

4.

В военное время, когда полк кантонирует или долго в лагере стоит, полковой же Квартермистр должен принимать и раздавать провиант и фураж.

 

Глава 35. О должности Аудиторской.

1.

Аудитор должен быть в законе знающий, справедливый и рассудительный, и не только преступление умышленное от случайного, [72] но и вину или погрешности от преступления различить умеющий, словом, чтоб заключения его были самые истинные, и судьбы подсудимого сверх содеянного им отнюдь не обременяли. Он, как над Офицерами и рядовыми, в чем приказано будет, производит следствие и суд и что окажется, представляет Командиру.

2.

Он в военное время, в отсутствии полкового Квартермистра, принимает для полку фураж, провиант и жалование, когда от Шефа ему сие приказано будет.

3.

Во время похода едет он в обозе, а по сему его же смотрению поручить и полковой обоз, и чтоб все упряжки по очереди, как должно следовали.

 

Глава 36. О наполнении убылых Обер и унтер-офицерских мест.

1.

Как только в полку откроется вакансия между Корнетами, то полковой Командир для произведения на оную из Дворян в полку служащих о достойнейшем представление свое сделать должен, а на прочие все вообще в полку вакансии представлять по старшинству, буде же старший по чему-либо не надежен, [73] то, изъяснив сие, представлять следующего за ним.

2.

Вакансии долее месяца не оставлять.

3.

Удостаивать в Корнеты дворян, во-первых, из тех, кои в службе не меньше трех лет состоят.
Примечание. Из не дворян унтер-офицеры хотя производимы в Корнеты быть могут, но те только, которые отличные способности и достоинства действительно окажут и двенадцать лет в унтер-офицерстве рачительно и без малейшего порока выслужат и при всем том не безобразны.

4.

Полковым Командирам стараться в каждом эскадроне, по крайней мере, по одному унтер-офицеры из дворян иметь.

5.

Дворянам, при вступлении в службу, для лучшего оной познания три месяца за рядового служить, однако ж и в сие время им мундир унтер-офицерской носить.

6.

Когда унтер-офицер не из дворян из эскадрона убудет, то Ротмистр того эскадрона своему Командиру трех исправных и достойных рядовых представляет. Командир же, из нижних в вышние унтер-офицерские [74] чины переместив, на последнюю вакансию одного из представленных по своему выбору определяет.

7.

Не представлять в унтер-офицеры таких рядовых, которые четырех лет не выслужили, в поведении не испытаны, нерасторопны и способны только к письменным делам; каковая способность в сравнении со службой во фрунте есть совсем побочное дело.

8.

Который рядовой своею храбростью перед другими отличие окажет, его преимущественнее жаловать в старшие унтер-офицеры.

9.

Буде в котором эскадроне достойных в унтер-офицеры не случится, то полковому Командиру брать таковых из других эскадронов.

 

Глава 37. О побегах.


К сожалению примечается, что побеги большею частию происходят от дурного обращения Командиров со своими подчиненными, от неумеренных побоев и от злоупотреблений тех, что всего солдату определенного не отпущают сполна. В отвращение такового зла объявить всем, что ежели к побегу действительно вышеозначенные поводы были, то, во-первых, что с полкового [75] Командира и с эскадронных Командира, Офицеров и Вахмистра того эскадрона, из которого побег сделан, с каждого особо имеет быть вычтено полное солдата содержание, разумея все, во что мундир, амуниция и вооружение срочное и бессрочное казне разом обходится; во-вторых, что не только тот, чрез чье злоупотребление побег случился, но и тот, кто быв обязан отвращать оное, попустил, по всей строгости взысканы будут. О побеге и о вычете за оный рапортовать тотчас ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ по всей истине; ибо за неверность таковых рапортов и за всякую в них умышленность подавший их неизбежно суду и по точности Воинских артикулов поступлению подвержен будет.

 

Глава 38. Об отставках.

То же, что в Уставе Кавалерийском в главе 39 сказано.

 

Глава 39. Об отпусках.

1.

Шефу полку, а в не бытность его полковому Командиру позволяется отпускать Офицеров на 28 дней без вычету жалования, но такового отпуска не отсрочивать, ни повторять; а ежели кто станет проситься в отпуск [76] долее сего времени, представлять в Военную коллегию.

2.

Офицер, отпуска просящий, должен полковому Командиру по истине объявить те нужды, для которых просит, а Командир о том Военной коллегии донесть.

3.

Весною от 1-го Апреля по 1-го Сентября отпусков ниже суточных не делать, а в прочее время на позволенном основании отпущать, но разом не более, как по два офицера.

4.

О не явившихся на срок Шеф, а в небытность его полковой Командир, тотчас рапортует Инспектору, а инспектор самому ГОСУДАРЮ, и о просрочке такового офицера повсюду с барабанным боем публикуется; а по отыскании его посадить на два года в крепость и потом выкинуть из службы.

5.

От 1-го Апреля до 1-го Сентября всем в полку служащим должно налицо быть; в прочие же месяцы подобно вышеозначенному дозволению дозволяется и рядовых отпускать, но по такому числу из Эскадрона, чтоб остающиеся на службе присмотром и чищением лошадей отпущенными оставленных, не были обременены более двух, причитая к тому и от людей больных. [77]

6.

Унтер-офицеров дворян в отпуски не увольнять вовсе, прочих же разом из каждого Эскадрона отпускать можно по одному; а трубачей столько, чтоб не было в них для службы недостатка.

7.

О исполнении во всей точности всего вышеописанного, полковые командиры и Штаб-офицеры отвечать должны.

8.

Рядовым при отпусках давать полный мундир и саблю, и гражданским начальствам наблюдать, чтоб сии отпущенные, когда им в публичных местах быть случится, были в своих мундирах.

Глава 40. О женитьбах.

То же, что и в Уставе Кавалерийском в главе 41 сказано.

 

Глава 41. О объезде эскадронов Штаб-Офицерами.

1.

Если полк расположен будет по разным квартирам, то полковому командиру и прочим Штаб-Офицерам, коим Шеф назначит, все эскадроны непременно чрез каждые три месяца объезжать. [78]
Примечание. Шефу, командиру и прочим полковым Штаб-Офицерам при объезде и осматривании эскадронов иметь по одному часовому и по одному гусару в ординарцах. Они, как Государевы комиссары, весьма почитаемы быть должны, и в гарнизонах, хоть бы кто и старее их был, они отдают пароль.

2.

Ежели где он найдет какую неисправность, то должен строго приказать Ротмистру или эскадронному командиру, чтоб к будущему объезду непременно все в совершенную исправность привел; и, заметив, в каком состоянии который эскадрон им найден, ежели и при будущем объезде который эскадрон в неисправности же окажется, то на Ротмистре или на эскадронном командире взыскать без всякого послабления.
Примечание. Нужно, чтоб Офицеры своих гусар, а прочие чины всех Штаб и Обер-Офицеров по их именам знали, о чем наставлять есть долг Штаб-Офицеров.

3.

На место отсутствующих или убылых эскадронных Командиров, определять Шефу исправных Офицеров.
Примечание. Объезжающему эскадроны Штаб-офицеру, приехавши в гарнизон, не останавливаться и не заезжать к эскадронному [79] Командиру, пока эскадрон, как пеший, так и конный, осмотрен не будет.

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2024 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru