: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Воинский устав
о строевой пехотной службе
1811 год
 

Публикуется по изданию: Воинский устав о пехотной службе. Часть 1. О строевой службе. - СПб.: Типография Ученого комитета по Артиллерийской части. 1811.

 

Отделение второе

Урок первый.

Глава 1. Как строить роту, о расчете оной и постановлении всех чинов по местам.
(План XIII, фиг 1).

§ 1. Роты строить и рассчитывать точно так, как сие выше изложено под заглавием как полк строится, где все правила до построения и расчету рот относящиеся, подробно изъяснены. [92]
Во всяком случае, рассчитывая ряды, называть их по номерам, начиная справа налево, дабы каждый человек знал номер своего ряда во взводе.
§ 2. Когда в роте или во взводе недостает одного человека, чтобы во всех трех шеренгах было по равному числу рядов, то становить одним менее во вторую шеренгу; если недостает двух, то и в третьей шеренге быть одним менее, нежели в передней; сии незанятые места должны быть всегда в роте или во взводе с левого фланга за последним рядом первой шеренги и называются глухими рядами.
§ 3. Когда в обоих взводах не может быть по ровному числу рядов, то одним более назначать в первом взводе. – Когда во взводе нечетное число рядов, то, рассчитывая на полувзводы, становить в первую половину одним рядом более. – Когда во всех отделениях не может быть по ровному числу рядов, то рядом более назначать во фланговых отделениях; когда же одним рядом менее, то назначать оный в среднем отделении.
§ 4. Места офицерам в ротном учении занимать следующим образом: -
Обучающий роту, на средине перед фронтом. -
Старший по нем офицер – на правом фланге первого взвода, которому также командовать и дивизионом. -
Второму стоять на левом фланге роты и командовать вторым взводом. [92] -
Третьему в средине меду первым и вторым взводами.
Если бы в роте случилось более офицеров, то оным становиться в замок, как выше сказано под заглавием как полк строится.
Когда в роте или во взводе не достает офицера, то место его во фронте заступает унтер-офицер, за коим становить другого унтер-офицера, как и за офицерами.
§ 5. Унтер-офицеров становить: -
Одного на правый фланг первого взвода. -
Другого – на правый фланг второго взвода. -
Третьего – на левый фланг второго взвода, коим стоять во взводах за офицерами в третьей шеренге.
Прочие унтер-офицеры становятся в замок, как сие предписано выше под заглавием как полк строится.
§ 6. Барабанщиков становить на правом фланге роты в одну шеренгу, коих равнять со второю шеренгою, а флейтщиков становить правее оных; музыкантам, если бы оные были во фронте, стоять правее флейтщиков.

Глава 2. Как отступать шеренгам.

§ 7. Когда рота построена и выровнена, тогда обучающий, дабы видеть каждого солдата, правильно ли стоит под ружьем, командует:
1. Задние две шеренги отступи.
§ 8. По сей команде стоящие на флангах [94] взводов офицеры и унтер-офицеры, за ними в третьей шеренге находящиеся, идут за фронт для назначения линии равнения для второй и третьей шеренг.
§ 9. Офицеры, на флангах стоящие (или унтер-офицеры, вместо оных в первую шеренгу поставленные), становятся на линии замыкающих унтер-офицеров и выравниваются между собою.
§ 10. Стоящие за офицерами в третьей шеренге унтер-офицеры осаживают четыре шага за линию замыкающих унтер-офицеров, выравниваются между собою и служат основанием линии равнения для третьей шеренги.
§ 11. Обучающий идет на фланг и поверяет как офицеров, так и унтер-офицеров для означения линии равнения вышедших, поправляет, если оные нехорошо выровнены или стоят не параллельно первой шеренге, потом командует:
2. МАРШ.
§ 12. По сей команде вторая и третья шеренги осаживают обыкновенным шагом, не считая шагов, и становятся на линиях равнения, означенных для каждой шеренги, наблюдая правила, в § 246 школы рекрутской данные.
§ 13. Вторую шеренгу равняет на правом фланге взвода стоявший офицер, а третью унтер-офицер, за ним в третьей шеренге находившийся; принимая за основание линии равнения для второй шеренги, офицера с левого фланга, а для третьей шеренги [95] унтер-офицера, за ним в третьей шеренге стоящего.
§ 14. Замыкающие унтер-офицеры в то же самое время осаживают и становятся в двух шагах от третьей шеренги, когда оная вступила уже на назначенную линию.
§ 15. Когда вторая и третья шеренги выровнены, то обучающий командует:
Смирно.
§ 16. По сей команде офицеры, стоящие на флангах второй шеренги, вступают на свои места в первую шеренгу.

Глава 3. О осмотре ружей.

§ 17. Когда шеренги выровнены, то обучающий командует:
С плеча, РАЗ, ДВА.
Имея ружье у ноги, командовать:
К осмотру-ру-ЖЕЙ.
§ 18. Со словом ЖЕЙ повернуться на каблуках направо, в то же время охватить левой рукою ружье под верхней скобкой ремня и, не трогая приклада с места, уклонить дуло вправо, вынуть из ножен штык, примкнуть его к дулу, как предписано в § 109 школы рекрутской; потом, взяв шомпол, опустить в дуло (если шомпол не цилиндрический, то оборачивать оный), после чего повернуться во фронт и держать ружье у ноги, как в § 105 школы рекрутской сказано. [96]
§ 19. Ружья осматривают: в первой шеренге старший из офицеров, в третьей шеренге – второй по старшинству, во второй шеренге – третий по старшинству.
§ 20. Когда в роте недостает офицеров, то унтер-офицеры, заступившие места их, осматривают ружья в шеренгах, отдав ружье держать замыкающему унтер-офицеру.
§ 21. Когда осматривающий подойдет к фронту, то на правом фланге стоящий человек взбрасывает правою рукою ружье перед собой и, охватив левою рукою между первой трубкой и огнивной пружиной, держит ружье против левого глаза, доскою замка в поле, имея левую руку против подбородка, прижав локоть плотно к себе; правою рукою, открыв полку, снимает наполошник и руку опускает на свое место; осматривающий берет ружье, осматривает оное со вниманием и отдает назад; солдат берет ружье правою рукою (надевает наполошник и закрывает полек, если оная не закрыта) и становит оное к ноге. Второй человек и прочие исполняют то же, что первый делал, когда осматривающий к ним подойдет.
§ 22. Когда осматривающий, осмотрев первого человека, подойдет ко второму, тогда первый, сделав поворот направо, вынимает шомпол из дула и кладет оный в ложу, потом, поворотясь во фронт, стоит недвижимо. Сему порядку следует вся шеренга; таким образом осмотрев ружья у всей шеренги, [97] осматривающий идет с левого фланга за фронт и осматривает сумы и прочее.
§ 23. Осматривающему ружья наблюдать следующее: чтоб ружье снаружи вычищено было; чтоб кремень хорошо был ввернут и замок смазан; чтоб затравка прочищена была; чтоб пружины у замка не слабы были, для сего взвесть курок и, спустив оный, смотреть, довольно ли кремень дает огня; потом, поставив курок на первый взвод и надев наполошник, закрыть полку; взять шомпол, спустив раза два в дуло, и, вынув, смотреть, чист ли конец, если оный чист, то заключить можно, что дуло внутри чисто; опустив шомпол в дуло, отдать ружье. – Осмотрев ружья, смотреть, как одет солдат и все ли на нем так, как должно; пройдя всю шеренгу, осматривающий с левого фланга идет за фронт и смотрит, чтоб сума, тесак и штыковые ножны были чисты и на своем месте. При осмотре не пропускать ни одной вещи и в случае надобности немедля поправлять.
§ 24. Осмотрев у всех ружья, офицеры становятся на свои места, после чего обучающий командует:
От ноги, РАЗ, ДВА.

Глава 4. О равнении пошереножно.

§ 25. Чтобы правила равнения лучше наблюдаемы были, обучающий заставляет в первые [98] учения пристраиваться поодиночке на данной линии равнения.
§ 26. Для сего, взяв по три человека с правого или левого фланга каждой шеренги и поставив в двух или трех впереди, выровнявши оный, прочим командует:
По рядам в перед РАВНЯЙСЬ.
§ 27. По сей команде солдаты во всех трех шеренгах пристраиваются на данной линии равнения поодиночке, один за другим, так, чтобы человек, со стороны основания линии равнения стоящий, вступал на оную два шага прежде.
§ 28. Когда при человека, поставленные вперед или назад, взяты с левого фланга, то командовать прежде всего: глаза на-ле-ВО, потом: по рядам в перед РАВНЯЙСЬ или по рядам назад РАВНЯЙСЬ; построясь, командовать: глаза на-пра-ВО.
§ 29. Приучив солдата правильно равняться, пристраиваясь по одиночке, обучающий заставит всей шеренгой вдруг вступать на данную линию равнения; назначая оную впереди или назади, параллельно фронту или облически, становя для сего всякий раз по три человек из каждой шеренги на основание равнения, командуя для равнения вперед:
В перед РАВНЯЙСЬ.
Для равнения назад.
Назад РАВНЯЙСЬ. [99]
§ 30. Если основание линии равнения с левого фланга, то обучающему поступать, как в § 28 предписано.
§ 31. Когда данная линия направления облическая (или косая), то при равнении пошереножно второй и третьей шеренгам не нужно становиться за своими рядами, ибо сим образом обучают солдат единственно для того, чтобы каждого приучить по всякому направлению правильно равняться в своей шеренге.
§ 32. При различных сих равнениях обучающий поверяет первую шеренгу; старший по нем – третью шеренгу, а третий по старшинству – вторую шеренгу, становясь на фланг у основания равнения.
§ 33. При равнении облическом солдатам держать плечи ровно по линии нового направления и вступать на оную при равнении вперед, как в § 236, а при равнении назад, как в § 247 школы рекрутской предписано.
§ 34. После каждого равнения обучающий и два старших офицера, проходя по шеренгам, смотрят, чтоб солдаты стояли и держали ружья правильно.

Глава 5. Как приступать шеренгам.

§ 33. Когда правила равнения по шереножно объяснены, то обучающий велит шеренгам приступить, командуя для сего:
1. Задние две шеренги приступи.
2. МАРШ. [100]
§ 36.
По команде МАРШ вторая и третья шеренги приступают к первой, равняясь в рядах каждой против своего ряда; шеренге от шеренги стоять, как выше, под заглавием как полк строится, сказано; офицеры и унтер-офицеры вступают на свои места.

Глава 6. О равнении с примкнутыми шеренгами.

§ 37. Когда шеренги приступили, то обучающему заставлять всем фронтом равняться по разным направлениям; параллельно фронту и облически, с правого и с левого фланга, вперед и назад, становя для сего каждый раз три ряда на основание линии равнения, командуя, как в § 29 предписано.
§ 38. При равнении с примкнутыми шеренгами каждого взвода офицер, на правом фланге стоящий, смотрит и поправляет первую шеренгу, вторую и третью шеренги поправляет унтер-офицер, за офицером во взводе стоящий, приучаясь судить о равенстве фронта по линии глаз и плеч, взглядывая по шеренге спереди и сзади.
§ 39. Когда фронт вступил на линию равнения, то обучающий командует Смирно и поправляет сделанные ошибки, если то нужно, как в § 244 школы рекрутской предписано.
Задние две шеренги равняются, сообразуясь с первою шеренгою; унтер-офицер, в третьей шеренге стоящий, поправляет оные. [101]
§ 40. Обучающий, став на фланг, поверяет все три шеренги и смотрит, чтоб задние шеренги правильно стояли, каждый за своим рядом, против первой шеренги.
§ 41. При равнении облическом или косом наблюдать правила, в § 33 данные.

Глава 7. О ружейных приемах и поворотах.

§ 42. Для обучения ружейным приемам обучающий командует:
слушай.
§ 43. По сей команде первый человек передней шеренги выбегает вперед и становится против третьего человека своей шеренги так, чтоб всем трем шеренгам виден был, подав немного правое плечо вперед; люди смотрят на флигельмана.
§ 44. Обучающий, поправляя ошибки, может повторять несколько раз один прием; когда же заметит, что солдаты делают что-нибудь не так, как сие предписано, то, приказав отставить, объясняет коротко и вразумительно, что делать надлежит.
§ 45. Ружейные приемы исполнять по команде обучающего следующим порядком:
По флигельману.
На караул / На плечо – показав на плечо, флигельман уходит на свое место.
По команде:
Под курок.
Под приклад. [102]
На руку.
На плечо.
С плеча.
От ноги.
Повороты.
На право.
Во фронт.
На лево.
Во фронт.
В пол-оборота на право.
Во фронт.
В пол-оборота на лево.
Во фронт.
На лево кругом. Для поворота во фронт командовать также: на лево кругом.
§ 46. При всяком случае, где только можно облегчить солдат, командовать под курок и потом вольно, что исполнять, как в § 92 школы рекрутской сказано; после отдыха на месте командовать смирно и потом под приклад.
Когда на походе для облегчения солдат, взяв под курок, командовано вольно, то после отдыха вместо команды смирно командовать: в батальоне бата-ЛИОН, в дивизионе диви-ЗИОН, во взводе и до одного человека плу-ТОНГ, что исполнять, как сие в § 93 школы рекрутской предписано, и потом под приклад.
§ 47. Ружье на правое плечо брать только тогда, когда ружья без штыков, командуя [103] для сего ружье на правое плечо, РАЗ, ДВА, что употреблять для облегчения солдат на походе.
§ 48. Бывают случаи, где солдаты должно, наступая на неприятеля или отражая его, действовать штыком, то, дабы приучить солдата, употреблять при том ружье, как можно наиспособнее, обучающий заставляет делать на руку, командуя: на руку, РАЗ, ДВА.
§ 49. Иногда солдату невозможно нести ружья на плече, как то: проходя сквозь густой лес или подымаясь на крутую гору, где принужден он упираться на ружье, и для того весьма нужно заставлять брать ружье так, чтобы солдаты в вышеупомянутых случаях облегчить себя могли; для сего командовать: ружье на перевес, РАЗ, ДВА.

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2019 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru