: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Воинский устав
о строевой пехотной службе
1811 год
 

Публикуется по изданию: Воинский устав о пехотной службе. Часть 1. О строевой службе. - СПб.: Типография Ученого комитета по Артиллерийской части. 1811.

 

Отделение второе

Урок третий.

Глава 1. О марше фронтом тихим и скорым шагом.

§ 101. Когда рота построена в боевой порядок и совершенно выровнена, тогда, для обучения маршу фронтом, обучающий, став в пятнадцати или двадцати шагах впереди, лицом к фронту, против фланга (на который хочет приказать равняться) выравнивается на линии, идущей прямо от офицера, на фланге стоящего, и унтер-офицера, за ним в третьей шеренге находящегося.
§ 102. Обучающему смотреть, чтоб офицер с фланга и унтер-офицер, за ним стоящий, плечи держали правильно, по линии фронта, и стояли верно, один за другим.
§ 103. Выровнявшись таким образом на дирекциональной линии, обучающий командует:
1. Дивизион вперед.
2. Дирекция на право (или на лево).
§ 104. По второй команде выходит вперед из замка унтер-офицер, для сего назначенный, и становится на дирекциональной линии, в восьми шагах от фронта, перед офицером, на фланге стоящим; обучающий, стоя, как выше предписано, выравнивает сего унтер-офицера, дабы стоял правильно на линии данного направления. (План XIII, фигура 2). [116]
§ 105. Унтер-офицер, стоя в восьми шагах перед фронтом, будучи выровнен, берет две точки на земле в прямой линии, идущей от него и проходящей между каблуков обучающего, дабы верно идти по данной дирекции.
§ 106. После сего обучающий командует:
3. МАРШ.
§ 107. По сей команде весь фронт идет вперед, унтер-офицер, идущий впереди, наблюдает с великою точностью меру и скорость шага, маршируя по направлению той линии, на которой взяты были две точки между им и обучающим, и по мере движения вперед, не дошед еще до ближайшей точки, замечает новые две точки, которые должны быть взяты весьма верно на продолженной линии данного направления, одна от другой в пятнадцати или двадцати шагах; офицер, на фланге идущий, сохраняет с точностью дистанцию на восемь шагов, маршируя беспрестанно по следам унтер-офицера впереди поставленного, идущего по данной дирекции; солдаты держат голову прямо, чувствуя слегка локтем соседа с той стороны, куда равняются, и наблюдают правила, в школе рекрутской для марша фронтом данные.
§ 108. Замыкающие унтер-офицеры маршируют в двух шагах сзади третьей шеренги.
Если случится, что солдаты сбились с ноги, то обучающий командует:
В ногу.
§ 109. По сей команде солдаты взглядывают на унтер-офицера, марширующего впереди, тотчас [117] начинают идти с ним в одну ногу и потом смотрят перед собою прямо.
§ 110. Когда дивизион идет прямо тихим шагом, то обучающий для удержания фронта на месте не останавливая заставляет означать шаг, как то в школе рекрутской в § 188 предписано, командуя для сего:
На месте.
§ 111. для марша вперед командует:
ПРЯМО.
Замечания касающиеся до марша фронтом.
§ 112.
От унтер-офицера, идущего впереди по данной дирекции, весьма много зависит совершенство марша в дивизионе, и для того обучающий должен назначать для сего самого способного, умеющего верно ходить, линию плеч держать ровно и правильно и правильно, и не сбиваясь маршировать по данной дирекции.
§ 113. Если дирекциональный унтер-офицер не будет наблюдать сих правил, то необходимо произойдет волнение во фронте; солдатам невозможно будет сделать привычки ходить шагом равной меры и скорости и сохранять при том непоколебимо равенство плеч, чрез что единственно достигнуть можно до совершенства в марше фронтом.
§ 114. Обучающий заставляет маршировать фронтом триста или четыреста шагов, не останавливая, если местоположение то позволяет, дабы приучить солдат ходить [118] шагом предписанной меры и скорости, наблюдая притом с точностью правила, для марша фронтом данные; обучающий может в первые учения заставлять маршировать с отступленными шеренгами, чтоб лучше видеть вторую и третью шеренги; при сем становить во вторую шеренгу на фланг, куда равняются, унтер-офицера из замка.
§ 115. Обучающий смотрит с великим внимание, чтобы правила, для марша фронтом данные, наблюдаемы были; становясь для сего почасту на фланг, куда равняются так, чтоб можно было видеть все три шеренги, замечает всякую ошибку; иногда становится сзади за дирекциональным рядом и стоя смотрит, не сбивается ли дирекциональный унтер-офицер с прямой линии.
§ 116. Когда фронт идет тихим шагом, и обучающий хочет переменить шаг, то командует:
1. Скорым шагом.
2. Марш-МАРШ.
§ 117. Исполнительную команду МАРШ командовать, на какой бы то ноге ни было, в то время, когда солдат опускает ногу.
§ 118. Чтоб переменить шаг и идти тихим шагом, обучающий командует:
1. Тихим шагом.
2. МАРШ.
§ 119. Слово МАРШ командовать, на какой бы то ноге ни было, в то время, как солдат подымает ногу. [119]
Замечания, касающиеся до скорого шага.
§ 120.
Обучающий начинает учить ходит скорым шагом тогда, когда солдаты твердо выучены ходить тихим шагом предписанной меры и скорости; стараться приучать солдат, чтобы, маршируя скорым шагом, свободно делали в минуту 110 шагов, сохраняя при том тот же вид и спокойствие, как и в тихом шаге.
§ 121. При наступлении и во всех случаях, требующих великой скорости, делать в минуту более предписанного числа шагов, смотря по нуде и обстоятельствам.

Глава 2. Как останавливать марширующий дивизион и оный выравнивать.

§ 122. Чтоб остановить марширующий дивизион, обучающий командует:
1. дивизион.
2. СТОЙ.
§ 123. По команде СТОЙ дивизион остановится; унтер-офицер, маршировавший впереди до данной дирекции, остается перед фронтом; если же обучающий не хочет продолжать маршировать, то приказывает сему унтер-офицеру идти на свое место.
§ 124. Когда дивизион остановлен, то обучающий, взяв три ряда с фланга, на который равнялись, и, поставив в нескольких шагах впереди, приказывает прочим по ним выровняться, принимая сии ряды за основание [120] линии нового равнения, или вместо сего командует РАВНЯЙСЬ и поправляет тех, кои нехорошо выровнены, поступая, как в школе рекрутской в § 244 предписано.

Глава 3. О принимании фронтом и о марше в пол-оборота.

§ 125. Для принимания косым шагом (или облически) обучающий марширующему дивизиону командует:
1. Принимай на-пра-ВО
(
или принимай на-ле-ВО).
§ 126. По исполнительному слову ВО начать принимать, как сие в школе рекрутской в §§ 30, 31 и 32 предписано, унтер-офицер, идущий впереди по данной дирекции с великой точностью сохраняет линию плеч правильно и принимает ровно; офицер, на фланге идущий, соразмеряет марш свой с движением сего унтер0офицера; солдаты придерживаются локтем к стороне, где находится дирекциональный ряд, наблюдая правила, в школе рекрутской в § 185 данные.
§ 127. Когда обучающий захочет, чтобы, перестав принимать, продолжали идти вперед, то командует:
ПРЯМО.
§ 128. Что командовать, когда ногу становят на землю. По сей команде дивизион тотчас начинает идти прямо; обучающий, быв в пятнадцати или двадцати шагах впереди лицом к фронту, против фланга на продолженной [121] линии, идущей от офицера на фланге стоящего, и унтер-офицера, за ним в третьей шеренге находящегося, выравнивает унтер-офицера, идущего впереди, если оный не на тот линии; сей унтер-офицер берет тотчас две точки на земле между им и обучающим и по мере движения вперед замечает новые точки, как сие изъяснено выше в § 107.
Замечания, касающиеся до принимания фронтом облически (или косым шагом).
§ 129.
Офицер, идущий с фланга, должен плечи держать правильно, дабы прочие, равняясь по нему и сохраняя равенство плеч, беспрерывно сохраняли линию фронта в одинаковом направлении.
§ 130. Если унтер-офицер, впереди идущий, будет принимать не ровно, подаваясь то много, то мало в сторону, и офицер, на фланге идущий, сообразуясь с его движением, то же будет делать, то ряды во фронте будут попеременно то стесняемы, то разрываемы.
§ 131. Обучающий смотрит, чтобы таковых ошибок не было, и если что случится, то немедленно оные поправляет; для сего, когда принимают облически, обучающий, будучи впереди лицом к фронту, поправляет унтер-офицера, впереди идущего, и смотрит, чтоб наблюдаемы были предписанные правила; человек, на фланге идущий, с той стороны, в которую принимают, должен подаваться в сторону столько, чтобы следующие ряды не теснились; если он будет много принимать, [122] то ряды будут разрываться, если же весьма мало, то оные будут стеснены, и для того весьма нужно уравнивать шаг на фланге идущего.
§132. Принимание косым шагом употребляется, как в § 206 школы рекрутской сказано, в прочих случаях употреблять для принимания марш в пол-оборота.
О марше в пол-оборота.
§ 133.
Когда дивизион идет фронтом, и обучающий захочет принять вправо или влево, то для сего командует:
В пол-оборота на-пра-ВО (или в пол-оборота на-ле-ВО).
§ 134. По последнему слову ВО поворотиться в пол-оборота направо (или налево), как сие в школе рекрутской в § 207 предписано, и продолжать идти всякому по своему направлению, держа плечи ровно и сохраняя ту же меру и скорость шага; для сохранения равенства фронта наблюдать правила, в § 208 школы рекрутской данные, при чем офицер, идущий с фланга впереди, будучи дирекциональным рядом, замечает несколько точек на земле перед собою в прямой линии, как сие сказано выше в § 107, дабы верно идти по данной дирекции; унтер-офицер, идущий перед фронтом, и замыкающие унтер-офицеры, сделав в пол-оборота, идут каждый по своему направлению, держа плечи правильно. (План XIII, фигура 3).
§ 135. Чтоб дивизион, идущий в пол-оборота, повернуть во фронт обучающий командует: [123]
Во-ФРОНТ.
(План XIII. фигура 4).
§ 136. По сей команде дивизион поворачивается во фронт, поступая, как в § 39 и 41 школы рекрутской предписано, и продолжает идти прямо, не переменяя скорости шага, придерживаясь локтем и равняясь в ту сторону, в которую принимали, до тех пор, пока от обучающего не будет командовано: дивизион дирекция на право (или дивизион дирекция на лево), дабы чувствовать локтем и равняться в ту сторону, в которой находится дирекциональный ряд, и унтер-офицер впереди.
§ 137. Обучающий, быв впереди лицом к фронту, выравнивает дирекциональный ряд и унтер-офицера, впереди идущего, поступая, как сие выше в § 128 предписано.
Замечания, касающиеся до марша в пол-оборота.
§ 138. Посредством марша в пол-оборота принимание производится гораздо скорее, нежели облическим шагом, каждый солдат, идучи прямо перед собою, марширует свободнее, как тихим шагом, так и скорым шагом; обучающему смотреть со всевозможным вниманием, чтобы, идучи в пол-оборота, солдаты плеч не кривили, но держали оные правильно и сохраняли равенство фронта, как выше предписано.
§ 139. Когда идут в пол-оборота направо, то офицер, на правом фланге идущий, служит дирекциональным рядом; при повороте [124] во фронт дирекциональный ряд идет прямо, прочие по нему равняются и к нему придерживаются локтем, то есть, чувствуя локтем вправо; когда идут в пол-оборота налево, то офицер, на левом фланге идущий будучи дирекциональным, идет по данной дирекции, прочие по нему равняются; при повороте во фронт дирекциональный офицер с левого фланга идет прямо, прочие чувствуют локтем и равняются на лево.

Глава 4. О примыкании фронтом и о осаживании фронтом.

§ 140. Когда дивизион стоит и от обучающего командовано будет:
1. Дивизион.
2. На право примыкай (или на лево примыкай).
3. МАРШ.
§ 141. По исполнительной команде МАРШ весь фронт начинает примыкать вправо (или влево), чувствуя локтем и равняясь в ту сторону, в которую примыкают, поступая, как в школе рекрутской в §§ 211, 213 и 214 предписано.
§ 142. Обучающий останавливает примыкание, командуя: дивизион СТОЙ. По сей команде фронт останавливается, солдаты чувствуют локтем и равняются в ту сторону, в которую примыкали, обучающий командует: глаза-на пра-ВО (или глаза на ле-ВО), дабы чувство локтя и равнение восстановить снова к линии направления.
§ 143. В примыкании наблюдать правила, в § 216 школы рекрутской данные. Когда фронт имеет ружье у ноги, то поступать, как в §§ 217 и 218 школы рекрутской сказано.

О осаживании фронтом.

§ 144.
Когда дивизион стоит, то для осаживания фронтом обучающий командует:
1. Назад равняйся.
2. МАРШ.
§ 145. Что исполнять, как в § 199 школы рекрутской предписано. По команде обучающего дивизион СТОЙ фронт останавливается. При осаживании наблюдать правила, в § 201 школы рекрутской данные.

Глава 5. О марше фронтом на заднюю шеренгу.

§ 146. Чтоб заставить дивизион маршировать фронтом на заднюю шеренгу, обучающий командует:
1. Дивизион.
2. На лево кру-ГОМ.
§ 147. Когда фронт поворотится налево–кругом, обучающий поспешно становится перед дирекциональным рядом впереди лицом к фронту, как сие выше в § 101 сказано. [126] § 148. Обучающий, выровнявшись на продолженной линии, идущей от дирекционального ряда прямо вперед, командует:
1. Дивизион вперед.
2. Дирекция на право (или на лево).
§ 149. По второй команде выходит вперед унтер-офицер и становится в восьми шагах от фронта перед дирекциональным рядом, поступая, как сие выше в §§ 104 и 105 предписано.
§ 150. Когда таким образом дирекциональный ряд выровнен, обучающий командует:
МАРШ.
§ 151. По сей команде дивизион идет вперед, наблюдая, что выше в § 107 предписано.
§ 152. Когда дивизион марширует на заднюю шеренгу, то обучающий заставляет делать все то, что выше для марша фронтом на переднюю шеренгу предписано; употребляя те же самые командные слова и исполняя тем же самым образом.
§ 153. Обучающий, остановив дивизион, для поворота во фронт командует: на ле-во кру-ГОМ, унтер-офицер, впереди находившийся, сделав поворот, вступает на свое место; после сего обучающий выравнивает фронт, если то нужно, как сие в § 124 сказано. [127]

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2018 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru