Вступление.
[3] В ноябре 1863 г., по поводу протеста князя А. А. Суворова против чествования выдающегося деятеля по довершению объединения России, поэт Ф. И. Тютчев обратился к нему с следующим стихотворением:
«Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам, наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские, Европы не спросясь!..
Как извинить пред вами эту смелость?
Как оправдать сочувствие к тому,
Кто отстоял и спас России целость,
Всем жертвуя народу своему;
Кто всю ответственность, весь труд и бремя
Взял на себя в отчаянной борьбе
И бедное замученное племя.
Воздвигнув к жизни, вынес на себе?
Кто избранный для всех крамол мишенью,
Стал и стоит, спокоен, невредим,
На зло врагам, их лжи и озлоблению,
На зло увы! и пошлостям родным.
Так будь и нам позорною уликой
Письмо к нему от нас, его друзей!
Но нам сдается, князь, ваш дед великий
Его скрепил бы подписью своей.
[4] В этом стихотворении поэт замечательно верно схватил самую сущность исследуемого нами вопроса и отметил разногласие в отношении его понимания, существовавшее среди русских людей, как в XVIII столетии, так и в течение всего XIX века.
Где же ключ к уразумению истины, как не в истории?
Для разъяснения всего поставленного мною вопроса необходимо ответить на ниже поставленные частные вопросы и этим путем выяснить, какое место должно быть отведено Суворову в ряду тех русских людей, общими усилиями которых Польша была уничтожена.
|