Описание портретов, рисунков и планов 1
1) Портрет А. В. Суворова.
[193] Кроме подписи, сделанной на портрете, на оригинале еще значится: а) под левой стороной «paindet by I. A. Atkinson». б) под правой «Engraved by I. Walker Engr. to his Imp. Majesty and member of the Imp. Academy St.-Petersburg»; в) по средине внизу герб Суворова; г) еще ниже по средине «published March 1st 1797 by Gas Walker St.-Petersburg and Robt Wilkinson Cornhill London».
Этот портрет, писанный с натуры Аткинсоном в 1796 или в самом начале 1797 г., отличается наибольшим сходством. Ростопчин подтверждает сходство в письме к Воронцову. Настоящий портрет сделан с превосходной гравюры (черной манерой), принадлежащей П. Я. Дашкову. Размеры гравюры: вышина 13,1 д., ширина 11¼.
2) Портрет Императрицы Екатерины II (стр. 7).
Написан живописцем Шебановым (крепостным кн. Потемкина) в Киеве, в 1787 г., перед поездкою в Крым; Императрица представлена в том самом наряде, в котором она делала свое путешествие. Портрет похож и очень нравился Императрице. Оригинал в Эрмитаже (Wass. I. 180). Размеры гравюры (черной манерой) Валькера: вышина 12,6 д.; ширина 10,4½ д.
3) портрет Г. А. Потемкина (стр. 17).
Рисовал М. Иванов, но не с натуры, а руководствуясь портретом Лампи, написанным в Яссах в 1789 г. Похож. - Гравюра Г. Харитонова; вышина 12,7 д.; ширина 8,3 д.
4) Портрет О. М. де Рибас (стр. 22).
С портрета, писанного красками и принадлежащего г-же Горголи; в печати воспроизводится в 1-й раз.
5) Портрет А. В. Суворова (стр. 40).
С гравюры Уткина, которая сделана с портрета Шмита, писанного в 1799 г. во время возвращения Суворова в Россию после Швейцарского похода. Гравюра Уткина превосходна, но сходства весьма мало; сделана в 1818 г. и воспроизведена во многих изданиях. По этой гравюре напечатлелся у большинства облик Суворова. [194]
6) Портрет Платова (стр. 49).
Заимствован из мюнстеровского издания.
7) Портрет М. И. Голенищева-Кутузова (стр. 66).
По рисунку Сент-Обена 1813 г.
8) Рисунок взятия крепости Измаила (стр. 60).
Кроме подписи, приведенной на стр. 63, под гравюрой значится: C. Schulz del. et Sculp. 1791. Рисунок сделан с гравюры (размеры: вышина 6¼ д., ширина 8¾ д.) из коллекции г. Дашкова, по мнению которого рисунок заслуживает доверия, ибо австриец Шютц воспроизводил гравюры с рисунков очевидцев, бывших при русской армии.
9) Вид штурма Измаила c речной стороны (стр. 70).
Снято с весьма редкого картона (из коллекции г. Дашкова), изготовленного при Императрице Екатерине для раскрашивания. Размер гравюры: вышина 17 д., ширина 29¼ д.
10) Рисунок памятника Суворову (стр. 96).
Памятник изготовлен при императоре Павле I, а поставлен при императоре Александре I на Марсовом поле. Впоследствии памятник перенесен на Суворовскую площадь, где находится и в настоящее время. Рисунок сделан с гравюры, приложенной к «Понораме С.-Петербурга» Башуцкого.
11) Карта театра (стр. 16).
12) План штурма Измаила.
Составлен по планам, приложенным к книге Смита «Суворов и падение Польши» и к мемуарам Ланжерона, описаниям и планам, хранящимся в Военно-Ученом Архиве.
1 Сведения большею частью заимствованы из «Подробного словаря русских гравированных портретов» Д. А. Ровинского, Спб. 1887 г.
1) Портрет А. В. Суворова. |
2) Портрет Императрицы Екатерины II
|
3) портрет Г. А. Потемкина
|
4) Портрет О. М. де Рибас
|
5) Портрет А. В. Суворова |
6) Портрет Платова |
7) Портрет М. И. Голенищева-Кутузова |
8) Рисунок взятия крепости Измаил |
9) Вид штурма Измаила
c речной стороны |
10) Рисунок памятника Суворову |
Карта театра
отсутствует |
12) План штурма Измаила |
|