Шестая глава Дороги, по которым Суворов мог двигаться из Альтдорфа в Швиц.
[47]
Горный хребет между долинами Рейсы и Шехона с одной стороны и долиною Муоты и Швицем с другой — возвышается, в среднем, на 2.000 метров над уровнем моря или на 1.500 — 1.600 метров над дном долин. Он тянется с востока на запад, ограничиваясь на севере и западе течением Муоты и Фирвальдштедтским озером, а на юге — ручьем Шехен.
Между деревнями Муотаталь и Сисикон находится седловина Гольдпланк (1.490 метр.), разделяющая весь хребет на две части — восточную и западную.
Через эту седловину ведет самый доступный и короткий путь от Урнерского озера (так называется юго-восточная часть Фирвальдштедтского озера) в долину Муоты: с одной стороны но глубокой долине Рименстальден, а с другой — вдоль ручья Бюргли.
Достигнув Сисикона, Суворов мог бы также с главными силами двинуться прямо через Моршбах на Швиц, послав небольшие части в обход через Гольдпланк, долину Муоты и также через Стос.
Однако пользование этим путем представляло следующие затруднения:
1) Прежде всего от Флюэлена можно было достигнуть Сисикона не иначе, как озером или по трудно проходимым, частью даже опасным, тропинкам вдоль обрывистого и скалистого берега. [48]
2) Затем, движение по этим узким тропам было бы тотчас же обнаружено неприятелем, а так как Суворов не мог точно знать ни числительности войск Лекурба, ни силы отряда, находившегося в Швице, то он должен был опасаться или быть атакованным с тыла, или при наступлении наткнуться на значительное сопротивление. Во всяком случае перед движением нужно было оттеснить Лекурба, что вызвало бы новую потерю времени.
3) Наконец неизвестность о судьбе Линкена и о событиях в долине Динты, а вследствие этого опасение, что французы атакуют во фланг со стороны Прагеля и долины Муоты и отрежут отступление.
Таким образом Суворову оставались лишь те дороги, которые пересекают восточную часть хребта между долиною Рименстальден и долиною Шехен.
На этом протяжении хребет спускается в долину Шехен крутыми скатами, покрытыми лесом. Над полосой лесов протягивается во всю длину хребта уступ, покрытый лугами, на котором находятся многочисленные жилые и хозяйственные постройки. Наконец вершину хребта составляет скалистый гребень, из которого подымаются многочисленные пики, утесы и высоты. Простираясь от Глаттена на юго-востоке до Рофайена на западе, этот гребень образует водораздел между долинами Муоты и Шехена. Луговой уступ у подошвы гребня метров на 200-300 завален камнями и обломками скал.
К стороне Муоты от главного гребня тянутся в северо-восточном направлении такие же длинные и высокие гребни, рассекающие северный скат хребта: считая с востока — сначала Глаттей (2507 м.), затем Шехенталер Виндгелле (2.752 м.), потом Кинцерберг (2.140 м.) и наконец гребень, круто спускающийся в долину Рименстальден и простирающийся от Росштока (2.463 м.) до Стекли (2.151). Между этими скалистыми гребнями простираются широкие долины: Руоз-Альн, Риндерматт, Кинцер-Альп, Вэнги [49] и Зеен-Альп. В прежние времена здесь были роскошные альпийские пастбища, теперь же большая часть боковых скатов покрыта мусором и камнями, которые каждый год осыпаются с выветрившихся шиферных и известковых скал. Только в глубине долин сохранились еще полосы прекрасных лугов.
Многочисленные небольшие ручьи и ключи стекают в эти долины. Восточная долина Руоз-Альп есть бассейн ключей Муоты; ручьи из долин Риндермат, Кинцер-Альп, Вэнги и Зеен-Альп сначала сливаются вместе у подошвы Кинцерберга, а затем через узкую долину Хюри изливаются также в Муоту.
Длинный непроходимый скалистый гребень, образующий венец хребта между Шехенской и Муотенской долинами, только в двух местах прерывается широкими промежутками, спускающимися до линии лугов.
Одна седловина Руоз-Альп-Кульм (2.172 м.) лежит у начала долины Руоз-Альп между Глаттен и Шехенталер Виндгелле; другая седловина Кинциг-Кульм (2.070 м.) — у начала долины Кинцер-Альп.
Через эти две седловины ведут единственные относительно легко проходимые дороги, которые пересекают горный хребет и связывают между собою Шехенскую и Муотенскую долины: перевал Руоз-Альп и перевал Кинциг-Кульм.
Так как урнерцы имеют пастбища по другую сторону водораздела, уже в долине Муоты, то оба эти перевала уже с незапамятных времен употреблялись, как скотопрогонные пути, чтобы гонять лошадей, коров и быков в долины Зеен, Кинцер и Руоз. До проведения С. Готардской железной дороги, когда в Ури держали больше лошадей, каждую весну 60-70 лошадей перегонялись через Кинциг-Кульм в Зеен-Альп и теперь еще каждый год через оба перевала прогоняют стада коров и быков. [50]
Из Муотенской и особенно из Шехенской долин много дорог ведет к этим перевалам и кроме того окружающая местность почти везде легко проходима. Дороги, показанные на карте (1:50.000) пунктиром, — скотопрогонные пути, немного крутые, но в полосе лугов и лесов — легко и без всякой опасности проходимые. Только по обе стороны самой вершины перевала, где луга лежат на скатах и постепенно переходят в полосу, засыпанную камнями, дорога особенно в проходе Кинциг на протяжении около получаса пути, становится крутой, каменистой и может представить некоторые затруднения для непривычных лошадей.
Дорога из Альтдорфа через Руоз-Альп-Кульм на три часа длиннее пути через Кинциг-Кульм, на прохождение которого нужно восемь — девять часов. Зато первый путь на всем протяжении лучше и менее крут, так что по нем удобнее было направить вьючных животных и кавалерию, а для пехоты воспользоваться вторым.
Суворов избрал, как для войск, так и для обоза ближайшую дорогу через Кинциг-Кульм. В виду этого нужно описать этот перевал несколько подробнее.
Из Шехенской долины ведут к Кинциг-Кульму (карта 1:50.000) следующие три дороги:
№ 1. От С. Лоретто у Брюгга (восточнее Бюрглена) через Брейтебнет, Планцерли, Ридлиг, Шендлерн, Меттенталь и отсюда через пункт 1709 на вершину перевала. Пешеходы, идущие в Бюрглен или оттуда, чаще всего пользуются этой дорогой. Для лошадей он немного крут.
№ 2. Настоящая проездная дорога идет от Шротгенн-Гасса (?) через Ашерберг, Рофейен и Эбнетегг, переходит выше Бейсенбодена ручей Ганг и ведет по широкой хорошо проложенной уличке через тамошние скалы и груды камней на вершину перевала.
№ 3. От Спирингена через Геренлинген, Дёльдиг, Эльпели, Ридлиг и Обер-Альп. [51]
Так как лошади и скот могут переходить хребет только по самой седловине Кинциг-Кульм, то все три указанные дороги перед перевалом (пункт 2.076) соединяются, а именно: № 2 и № 3 приблизительно в ста метрах ниже вершины перевала, № 1 же и № 2 еще раньше у пункта 1709.
Однако, возможно также двинуть через перевал, или во всяком случае довести до него, три отдельные колонны без перекрещивания.
Кавалерийская колонна, например, может двинуться по дороге № 3. Пехотная колонна идет до пункта 1.720 по дороге № 2, сворачивает отсюда по тропинке к домам Вейсенбодена, а оттуда идет прямо к проходу; для этого есть хорошая, хотя и не нанесенная на карту, дорога и притом местность там легко проходима для пехоты. Не доходя до пункта соединения дорог № 2 и № 3, колонна оставляет вершину перевала к востоку от себя, подымается по полосе, засыпанной камнями и переходит через гребни по обломкам скал (что не представляет затруднений) в 30-40 метрах к западу от настоящего перевала. Другая пехотная колонна может воспользоваться дорогой до долины Меттен, выйти отсюда, частью по колонным путям выше пункта 1720 на оставленную предыдущей колонной дорогу № 2 и следовать по ней до так называемого Фрутстега (тропинка, ведущая на Обер-Фрутт и означенная на карте пунктиром). Хорошие, не боящиеся головокружения ходоки могут воспользоваться этой трудной тропинкой, остальные могут пройти через проход левее, рядом с первой пехотной колонной.
Достигнув вершины перевала, колонны могут двигаться по лугам повсюду напрямик; или через Обер-Фрут в Зееп-Альп, или в Кинцер-Альп и Вэнги. Затем между Грундом и Липлисблюлем, на тамошних ровных по всех направлениям проходимых лугах эти оба колонных пути соединяются и от Липлисбюля идет [52] одна крутая, в новейшее время немного исправленная дорога через долину Хюри в Муотенскую долину.
Таким образом из Шехенской долины на вершину перевала можно подняться по трем дорогам, а в Липлисбюль ведут два сквозных пути, из коих только один проходим для лошадей и вьючных животных.
Однако, нужно, заметить, что от Бюрглена вверх по Шехенской долине и, следовательно, к этим трем подъемам ведет лишь один, правда, широкий путь. Впрочем было легко, посредством устройства колонных путей и временного моста, проложить отдельные линии наступления к дорогам № 1 и № 2.
Вот и все относительно дорог *). [53]
Как и каким образом воспользовался этими путями Суворов?
Основываясь на существовавшем до тех пор порядке марша, на свидетельстве Милютина, на отчетах французских генералов и на сохранившихся еще в стране, правда, скудных данных, мы представим ниже возможно точную картину Суворовского марша от Альтдорфа в Муотенскую долину.
*) В июле настоящего года, мы вместе с корнетом конно-гренадерского полка Панютиным, перешли через перевал Кинциг-Кульм, но вынесли о нем несколько иное впечатление. — Из Шехенской долины мы стали подниматься на хребет Росшток по лучшей дороге, указанной автором под № 2 и которую он называет «настоящей проездной дорогой». От Грюндли путь идет по правому берегу долины ручья Ганг через Ашерберг, Рофейен и Эбнетегг к отдельному двору, стоящему на высоте 1720 метров. На указанном участке дорога с обеих сторон огорожена деревянною изгородью, при этом она так узка, что по ней могут двигаться лишь пешеходы и вьючные животные, но не повозки. Хотя путь все время вьется зигзагами, но средняя крутизна подъема все-таки около 20°, а в некоторых пунктах и больше. Полотно дороги почти везде размыто водой, стекающей с гор, и усыпано острыми камнями. Далее на протяжении около километра тропинка идет горизонтально, пересекая ручей Ганг. После этого начинается подъем на обрывистый, местами отвесный, скалистый гребень, вышиною метров в 300-400. Узкая тропинка, покрытая осыпающимися со скал мелкими шиферными камнями, идет по крутизне градусов в 45°, а местами и значительно больше. Самый перевал Кинциг-Кульм имеет высоту 2076 метров. Отсюда начинается такой же крутой спуск в долину Хюри. Тропинка вскоре исчезает и до небольшой пастушеской деревушки Вэнги приходится пробираться по крутизнам, между обломками скал и крупными камнями, которыми почти сплошь усыпан северный склон хребта. От Вэнги до Липлисбюля путь идет целиком по ровной местности, преимущественно по луговинам, усеянным камнями.
За Липлисбюлем начинается лес и появляется снова заметная дорожка. Наконец по выходе из леса начинается крутой, градусов в 40°, каменистый спуск в Муотенскую долину к деревне Муотаталь. По карте Швейцарии (1:50,000) длина описанного пути через хребет, от Грюндли до Муотаталя, составляет 18 километров; но если принять во внимание крутизну склонов и многочисленные извилины тропинки, не выраженные на карте, то это расстояние нужно значительно увеличить. Мы прошли указанный путь в 10 часов. употребив на отдых всего лишь один час. При этом, от ходьбы по острым камням, наша обувь (мы отправились в обыкновенных штиблетах на тонкой подошве) пришла в совершенный упадок — подошвы протерлись, каблуки сбились, головки ободрались....
Е. М.
|